Ледяная авантюра: как мы купили яхту в Финляндии, не зная о ней почти ничего

Это уже третья глава моего рассказа «Два месяца с Лилу» — истории, полной неожиданных поворотов.

Суровый северный город

Чтобы вы поняли, в каких условиях проходил осмотр, нужно описать сам город Кеми. Он затерялся на самом севере Ботнического залива, там, где в него впадает река Кемийоки. Где-то рядом находится и официальная резиденция Йоулупукки — того самого Санта-Клауса.

Как вы догадываетесь, Дед Мороз вряд ли стал бы селиться в теплых краях. Климат здесь не просто холодный — он невероятно влажный. Сочетание мороза и сырости моментально покрывает льдом всё, что остаётся на улице. Выглядит это, конечно, сказочно — всё матовое, искрящееся, но жить в таких условиях непросто.

День осмотра

В день осмотра стояла ясная и очень морозная погода. Мы, к своему стыду, легкомысленно оделись — хватило бы для питерской зимы или короткой пробежки от машины до магазина, но для многочасового стояния на ледяном ветру в открытом поле этого было катастрофически мало. Ошибку эту мы позже повторим, но это уже другая история.

Приехали мы первыми и быстро нашли лодку. Продавец, Лари, предупредил, что расчищал её от снега как мог. Результат, честно говоря, не впечатлил.

Лари появился вместе с женой, которая предпочла отсидеться в машине. Осмотр начался — и длился недолго, по нескольким причинам. Во-первых, было невыносимо холодно. Во-вторых, большая часть яхты была скрыта под ледяным панцирем, который не поддавался ни скребку, ни рукам. В-третьих, Лари плохо говорил по-английски и, что удивительно, почти ничего не знал о лодке — создавалось впечатление, что он на неё ни разу не ступал. Наш диалог строился примерно так:

— Какой объём топливного бака?
— Не знаю, нам хватало на пару дней работы двигателя.
— А пресная вода? Сколько влезает?
— Не знаю, она у нас никогда не заканчивалась.
— Где вообще этот бак?
— Понятия не имею.
— Вот печка. На чём работает?
— На газу. (Как выяснилось позже, это было не так.)

Внятной информации о яхте мы так и не получили. Скорее, это мы могли бы рассказать о ней Лари, просто осмотревшись вокруг.

Мы, конечно, спросили, почему он продаёт лодку именно зимой. На самом деле нам было интересно, почему цена такая низкая, но задавать этот вопрос прямо было неразумно. Лари сослался на то, что обзавёлся семьёй, кивнул в сторону жены в машине, и сказал, что сейчас не до хобби, а деньги нужны.

Что мы увидели

В итоге мы разглядели, что корпус, хоть и грубо очищенный, не имел серьёзных повреждений. Двигатель на вид был в порядке, но запустить его не было никакой возможности: слишком холодно, стартерный аккумулятор отсутствовал, да и зимней солярки в баке, скорее всего, не было. Внутри яхта казалась относительно ухоженной. Из обещанных четырёх парусов нам предъявили три. Проверять их на морозе сил уже не было — поверили на слово.

Сомнения и решение

Чем всё закончилось? Скажу так — это была лотерея, и сделка выглядела крайне сомнительной. Радовал только внешний вид лодки. За такие деньги в России мы бы не нашли ничего лучше, даже если бы двигатель оказался полностью нерабочим.

Обратите внимание: Очень плохая рекламная компания: 7 худших за всю историю провалов известных брендов.

К тому же, паруса сами по себе стоили немалых денег. Да и тогда мы свято верили, что все финны — честные и законопослушные люди.

Что нас настораживало? Конечно, цена. Мы списали это на то, что Лари ничего не смыслит в лодках, побаивается их, а жена хочет избавиться от «соперницы», отнимающей время и деньги. К тому же, покупая яхту зимой, в разобранном виде и на суше, нельзя быть уверенным, что она вообще держится на воде, не говоря уже об остальном. Обычно за такой риск дают скидку.

Смущало и то, что Лари не знал названия лодки и номера двигателя. Было неловко — название-то было написано на борту и в документах. Номер двигателя мы нигде не нашли. Нам предложили поискать самим, но эта затея провалилась.

Часть заявленного оборудования отсутствовала, но Лари не разрешил открывать все ящики, сказав, что часть вещей на зиму убрал в надёжное место. Учитывая, что сама лодка даже не была заперта, мы ему почему-то поверили.

Посовещавшись на бегу, решили — брать. Как будто у нас был выбор! Нам казалось, что в крайнем случае мы всегда сможем продать эту лодку за те же деньги, даже если с ней что-то не так. Кроме того, Лари пообещал включить в договор пункт о возврате средств, если двигатель не заработает.

Сделка состоялась

Вернувшись в Россию, я подготовил и распечатал подробный договор купли-продажи. Оставалось только вписать имена, название лодки, номер двигателя и прочие детали. Но, как объяснил Лари, в Финляндии существует свой, особый способ покупки плавсредств. Он поразительно прост — буквально десяток полей, никакого связного текста, только таблица с именами и адресами сторон, основная информация о лодке и подписи с датами. Туда же Лари от руки вписал свои обязательства насчёт двигателя.

Контракт был подписан.

Лодка снаружи не запиралась — замков просто не было. Поэтому нам достались только ключи от двигателя, а также некоторые документы и паруса.

Лари согласился оставить двухъярусные матрасы и кучу другого оборудования, которое фигурировало в описании, но которого на месте не оказалось. По его словам, всё пропавшее было эвакуировано на зиму в гараж к его родителям. Проверить это, конечно, мы не могли.

Аня зафиксировала процесс подписания документов на фото и видео. Финн, получив деньги, поздравил нас, пожелал удачи и растворился в зимней дымке.

Смешанные чувства и дорожные приключения

Уезжали мы из Кеми с противоречивыми эмоциями: вроде бы удача, но ощущение подвоха не покидало ещё очень долго. Как выяснилось позже, не зря.

По дороге домой в машине у Ани лежал журнал с объявлениями девушек лёгкого поведения. Журнал был толстый, с качественной печатью и картинками. Откуда он взялся, Аня так и не сказала, что не мешало нам вполуха посмеиваться над рекламой вроде «Очаровательная русалочка окунёт в океан страсти. От классики до фэнтези».

Первая помощь после контакта с дверью.

Где-то на безымянной заправке по роковому стечению обстоятельств Аня с помощью Миши умудрилась сломать нос о торец входной двери. В результате значительную часть пути она провела, прижимая к лицу мешок со снегом, и мы вернули её домой не в том виде, в каком забрали. В той же поездке мы завели традицию терять мелочь в игровых автоматах, которые в Финляндии стоят буквально на каждом шагу. За всё время мы проиграли куда больше, чем выиграли, но дело, конечно, не в деньгах, а в азарте.

Если вам понравилась история и вы хотите поддержать меня, присоединяйтесь к TG-чату — https://t.me/leeloosailing

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: #3 Очень подозрительное приобретение.