Я часто сталкиваюсь с самыми разными мнениями об Абхазии — от восторженных до резко негативных, и многие прямо не советуют туда отправляться. Но я фотограф, и для меня в путешествии главное — не комфортабельные отели с бассейном и Wi-Fi (хотя и это, конечно, полезно), а новые впечатления, уникальные кадры и редкие сюжеты. Я привык рисковать в поисках интересных кадров, и этот раз не стал исключением.
В свой первый визит я решил отправиться прямо в сердце истории — в Старую Гагру, где сосредоточены древние руины и главные достопримечательности.
Свой путь я начал с вокзала в Ростове-на-Дону, сев в плацкартный вагон. Путешествие обещало быть увлекательным! Первая остановка — станция Горячий Ключ, где происходит смена системы электроснабжения поездов с переменного тока на постоянный.
Горячий Ключ — это железнодорожная станция в Туапсинском районе, расположенная в одноимённом городе Краснодарского края на линии Краснодар–Туапсе.
Станция была открыта в 1978 году в составе однопутного участка Энем–Кривенковская.
Здесь наш состав сменил локомотив на грузопассажирский электровоз 2ЭС4К. Как я позже узнал, это была не последняя замена на нашем маршруте.
Именно этот электровоз, 2ЭС4К, доставил нас до Адлера.
Рано утром мы прибыли в Адлер. В предрассветной дымке мимо промчался тепловоз 2ТЭ10М, которого в кругах любителей железных дорог ласково называют «Фантомас». Я решил выйти на перрон, пока поезд стоял, в надежде запечатлеть этот легендарный локомотив.
Каково же было моё удивление, когда наш электровоз отцепили, а вместо него к составу прицепили тепловоз! У меня возник закономерный вопрос: зачем тепловоз в Абхазии, где, как я знал, существует контактная сеть?
Оказалось, что тяговые подстанции в Абхазии находятся в плачевном состоянии. Из двух имевшихся грузовых электровозов ВЛ8 один сломан, а второй требует ремонта. Российские железные дороги, не желая рисковать (особенно на сложном участке с тоннелем), используют на маршруте Адлер–Сухум тепловозы серии 2ТЭ116У.
Далее нас ждала процедура пересечения границы. На российском КПП проверка документов была очень тщательной и скрупулёзной, в то время как на абхазской посту осмотр прошёл гораздо быстрее и формальнее.
Утром мы наконец прибыли на железнодорожный вокзал Гагры. Сразу бросилось в глаза запустение, царившее вокруг вокзала в Новой Гагре (об этом месте я планирую рассказать отдельно), хотя само здание представляет собой настоящий архитектурный шедевр.
Гагра встретила нас не только теплом, но и оглушительным стрекотом цикад! Эти маленькие, но невероятно шумные создания стали постоянным звуковым фоном моего пребывания в Абхазии (их можно услышать на всех моих видео, снятых там!).
Обратите внимание: Сколько мы потратили на наше двухнедельное путешествие в Паттайю. Делюсь бюджетом поездки.
Попытавшись найти автобус (местные жители, к нашему удивлению, направили нас в противоположную сторону), мы в итоге договорились с водителем хлебного фургончика, который за 300 рублей довёз нас до Старой Гагры — путь занял не больше часа.
После заселения мы сразу отправились на исследование города. Наша экскурсия началась с площади Гагарина у Жоэкварского ущелья. Там мы обнаружили заброшенный фонтан, неработающий торговый центр и железнодорожный мост-платформу Абаата (это место заслуживает отдельного рассказа).
Перейдя через дорогу, мы оказались в Приморском парке. Здесь нас ждал пруд с лебедями, буйство южной растительности, пальмы, фонтаны и даже остатки заброшенной канатной дороги (о ней я уже как-то писал).
Вскоре мы вышли к пляжу, расположенному прямо у парка. Вода здесь полностью оправдывает свою славу — невероятно чистая и красивого бирюзового оттенка. Пляж в Гаграх галечный, кое-где встречаются крупные камни, он выглядит немного заброшенным, но зато очень просторным (в отличие от переполненных пляжей Черноморского побережья Кавказа).
Присмотревшись, вдали можно разглядеть многоэтажки Новой Гагры. Многие из этих квартир пустуют уже три десятилетия! После войны 1992–1993 годов значительная часть жителей покинула Абхазию, перебравшись в Грузию и Россию.
Первый день подарил нам море впечатлений — Гагра пришлась нам по душе, и мы решили, не откладывая, на следующий день отправиться на экскурсию в Новый Афон (об этом я расскажу в следующий раз).
Утром по городским улицам сновал разнообразный туристический транспорт: от юрких джипов до огромных автобусов. Местный колорит особенно подчёркивали яркие автобусы-«гармошки» Volvo (о транспорте я уже писал), мчащиеся по волнам катера и даже парящий в небе параплан!
Вскоре подошёл и наш автобус, унося нас навстречу новым приключениям в Новый Афон!
Абхазия, Старая Гагра, 2016 год. В следующих историях мы спустимся в подземелья Нового Афона, поднимемся к древней крепости и встретим старинный электровоз в самом неожиданном месте!
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Моё первое путешествие в Абхазию, в Старую Гагру-многое было непривычным.
