Хочу поделиться историей, свидетелем которой мне довелось стать в 2013 году, когда в Таиланде бушевали политические волнения. Многие российские СМИ тогда рисовали апокалиптические картины, говоря о «реках крови» и якобы неминуемом крахе королевства.
Реальная картина событий
Безусловно, трагедий избежать не удалось — были и погибшие, и раненые. Однако конфликт этот имеет глубокие корни и носит циклический характер. По сути, это давнее противостояние политических сил: новых денег с севера страны и традиционной элиты Бангкока и южных провинций. Как и везде, в основе лежит борьба за влияние и ресурсы.
На тот момент я уже жил в Таиланде, и пик событий пришёлся на декабрь 2013 года, сконцентрировавшись в основном в столице.
Протесты по-тайски: без фанатизма, с перерывом на обед
Силовики действовали жёстко и профессионально против тех, кто переходил границы и пытался учинять беспорядки, не стесняясь в методах. Но таких, откровенно говоря, было меньшинство. Основная масса людей просто выходила на улицы — пели, скандировали лозунги, выражали своё недовольство, но без крайностей.
Самым удивительным для меня был абсолютно бытовой, даже мирный ритм этих акций. Протестовали до ланча, а потом все — и демонстранты, и стоящий напротив спецназ — расходились по уличным ларькам-макашницам перекусить. Часто сидели за соседними столиками или даже вместе. Поели, отдохнули — и снова возвращались на свои позиции, чтобы продолжить «противостояние».
Момент истины: отказ выполнить приказ
Ситуация изменилась, когда наиболее радикальные группы попытались штурмовать правительственные здания. Тут уже применялись водомёты и резиновые пули. Однако кульминацией стал день, когда спецназу (аналог нашего ОМОНа) поступил прямой приказ разогнать мирно марширующих, безоружных граждан.
И здесь случилось невероятное: бойцы отказались его выполнять. Они демонстративно сложили своё оружие и снаряжение на асфальт. Для них существовала черта, которую они не готовы были переступить: избивать дубинками своих же сограждан, пусть и недовольных, но не применяющих насилия. Как мне тогда объяснили знакомые, это было вопросом личной кармы и человечности.
Итог и отличие «хунт»
Впоследствии к власти, конечно, пришли военные и была установлена хунта. Но не та, о которой кричали заголовки. Есть «хунта де-юре» — как формально в том Таиланде, и «хунта де-факто» — как это можно наблюдать в современной России. В чём принципиальная разница? Об этом я подробно расскажу в следующем материале.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
Хотите живого общения и много-много видео? Подписывайтесь на аккаунт «Доступная Азия» в Facebook и ВКонтакте!
