Одна из самых уютных улиц Петербурга
Хочу поделиться впечатлениями от прогулки по Галерной улице — это, пожалуй, одно из самых спокойных и атмосферных мест в городе, где чувствуется дух старого Петербурга.
Дворец великого князя Михаила Александровича — настоящее украшение улицы.
Часто кажется, что старый Петербург — это лишь Невский проспект и набережные Мойки, но это не так. Английская набережная и прилегающие улицы, такие как Галерная, были одними из первых заселённых районов. Здесь селились плотники, иностранные корабельные мастера и рабочие с Галерных верфей, создавая особую атмосферу.
Во второй половине XVIII века район начал преображаться: вместо скромных домов здесь стали появляться роскошные поместья. Один из первых каменных особняков построил лейб-гвардии капитан С. А. Головин. Дом сменил многих владельцев, но особенно запомнилась Ольга Жеребцова — сестра фаворита Екатерины II Платона Зубова. Эта женщина была вовлечена в несколько громких скандалов конца XVIII века и, как говорят, играла ключевую роль в организации убийства императора Павла I. Многие тайные встречи с сообщниками проходили в соседнем доме №52, где она жила с английским послом Чарльзом Уитвортом.
В 1830 году особняк приобрёл светлейший князь А. С. Меншиков, а его сын позже поручил архитектору К. К. Рахау перестроить дворец в эклектичном стиле. Некоторые интерьеры того времени, например театральный зал, сохранились до наших дней.
Когда владельцем стал великий князь Михаил Александрович, дворец снова изменился. По его заказу придворный архитектор Р. Ф. Мельцер в 1911-1913 годах переделал здание в духе модерна. Фасад, въезд с Галерной улицы, отделанный плиткой и украшенный большим чугунным фонарём, а также просторный гараж — всё это выделяло дворец на фоне классических зданий Английской набережной.
После революции дворец был национализирован. С 1922 года здесь размещается Всероссийское общество глухих, которое ведёт активную культурно-образовательную работу для тысяч своих членов в Петербурге и области.
Дворец Румянцева
Особняк на набережной Невы благодаря графу Николаю Румянцеву на долгие годы стал центром науки и искусства. Граф был известным меценатом и просветителем, он собирал древние рукописи, церковные книги и архивные документы. В 1802 году Румянцев купил бывший особняк князей Голицыных и постепенно превратил его в настоящий музей древностей.
В 1824 году граф решил перестроить здание и поручил эту работу архитектору Василию Глинке. Задача была непростой: нужно было создать новый, впечатляющий фасад, практически не меняя пропорций здания. Глинке это удалось — он оформил фасад мощным двенадцатиколонным портиком на высоком цоколе. Колонны коринфского ордера подчёркивают монументальность, а фронтон украшен горельефом работы скульптора И. П. Мартоса. На горельефе изображён Аполлон в окружении девяти муз и их матери Мнемозины, а также девиз самого Румянцева: «На благое просвещение».
После смерти графа в 1826 году особняк, согласно его завещанию, стал музеем. Это был первый в России частный музей, бесплатный и открытый для всех. Он начал работу 28 мая 1831 года.
Бар «Крокодил»
В 1990-е годы открывать рестораны было непросто — первые заведения старались соответствовать «аристократическому шику». Со временем владельцы стали лучше понимать, что нужно публике. Бар «Крокодил», открывшийся в 1996 году, быстро стал культовым местом.
Здесь был приятный интерьер, часто проходили фотовыставки. Всё выглядело очень естественно и по-европейски: искусство стало неотъемлемой частью жизни заведения.
Обратите внимание: Чернее чёрной! Попробовал икру палтуса. Делюсь впечатлением ??.
Сюда приходили представители творческой интеллигенции, чтобы отметить успешные выступления в городе.Спустя 25 лет бар открылся после реконструкции: аристократичный дух 90-х смешался с современными тенденциями в дизайне. Барная стойка, любимое место ценителей ночной жизни и авторских коктейлей, по-прежнему занимает центральное место в зале. На стенах снова появились картины и тканевые полотна с изображениями животных. В малом зале стоит большой общий стол, сделанный из цельного слэба.
Кухня теперь полностью паназиатская. Шеф-повар Александр Цой, известный по ресторанам «Фудзияма», «Киото» и Ginza, воплощает традиционные японские и корейские рецепты. В качестве закусок гости могут выбрать острую капусту кимчи, лёгкий салат с тунцом и авокадо или спринг-роллы с креветками.
«Крокодил» остаётся площадкой для небольших концертов, выставок и мероприятий, продолжая традиции, заложенные четверть века назад.
Сад Сен-Жермен
Сад расположен во дворе дома, который в 1859 году приобрёл и перестроил архитектор А. Х. Пель. До этого дом с садом и оранжереей несколько раз менял владельцев, каждый из которых расширял территорию.
В 1891 году дом перешёл к сыну Пеля. В то время в саду уже были зелёные насаждения, но рядом стояли хозяйственные постройки. В 1905 году участок купил статский советник Фёдор фон Крузе, начавший масштабную перестройку. А в 1908 году дом приобрёл нефтепромышленник Павел Гукасов.
Архитектор А. С. Хренов продолжил обустройство дома и сада: добавил дворовые корпуса, украсил фасад медальонами, в том числе с изображением головы Афины-Паллады. Здесь появился трёхарочный проход в сад, украшенный колоннадой, плиткой, лепниной и коваными решётками.
За садом закрепились названия Сен-Жермен и Пале Рояль. Здесь выступали Шаляпин, Ахматова и Гребенщиков, читал свои стихи Бродский.
Сейчас этот уютный французский сквер выглядит немного запущенным, но хочется верить, что его ждёт реставрация и новая жизнь.
Дом Бака
Дом был построен в 1904-1905 годах для Юлиана Бака. Раньше на этом месте стоял ничем не примечательный доходный дом, но архитектор Б. И. Гиршович создал ансамбль в стиле необарокко с элементами модерна.
Гиршович известен как автор нескольких зданий еврейской общины Петербурга, включая Хоральную синагогу на Лермонтовском проспекте. Юлиан Бак, будучи евреем по происхождению, активно участвовал в жизни общины.
Фасад дома богато украшен лепниной, дробится межэтажными тягами, карнизами, эркерами и объёмными аттиками. Но особенно впечатляет внутренний двор своей конструкцией: воздушные галереи соединяют два флигеля-башни, а открытые балконы добавляют лёгкости. Внутренняя отделка когда-то включала витражи, метлахскую плитку и мраморную облицовку.
Юлиан Бак был основателем газеты «Речь», редакция которой располагалась в этом же доме. Долгое время здание находилось в плачевном состоянии — за целый век его ни разу не реставрировали. Только в 2019 году был проведён капитальный ремонт, обновивший фасад.
Во время работ обнаружили потайную комнату над сводами вестибюля первой парадной. Попасть в неё можно через люк в стене. В комнате нашли документы Южной горнозаводской биржевой артели: учётные книги, фирменные бланки, отчёты и письма.
Еще больше вариантов для прогулок в нашем приложении Best.Petersburg
#санкт петербург #питер #прогулки по городу #прогулки по питеру #интересные места #путешествие #куда сходить в питере
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Прогулка по Галерной улице.
