Сегодня наша прогулка пройдет по весеннему Екатерининскому парку. Листочки на деревьях еще не распустились и можно отчетливо рассмотреть парковую скульптуру, каждую деталь павильонов, решеток и мостов.
В Екатерининском парке наглядно представлено искусство созидания садов и парков в развитии от барокко до классицизма и романтизма, от регулярного сада к пейзажному.
«Царское Село – бывшая блистательная резиденция российских императоров, где эпохи и столетия словно растворились в лазурно-золотом воздухе, застыв под облаками над зеркальной гладью прудов в зеленом обрамлении рукотворных парков».
Обычно в парк мы проходим через "Эрмитажную кухню", построенную в "готическом стиле" в 1776 году про проекту архитектора В.И. Неелова на берегу Каскадного сайта. В царские времена в ней приготавливалась пища для эрмитажных обедов.
На полянках в парке уже распустились #первоцветы они радуются вместе с нами яркому весеннему солнышку.
Утро... На аллеях парка еще малолюдно и тихо, лишь пение птиц нарушает эту тишину. Сквозь кроны огромных деревьев просвечивается голубое небо.
***
С природою искусство сочетав,
Прекрасны вы, задумчивые парки:
Мне мил ковер густых, хранимых трав
И зыбкие аллей прохладных арки,
Где слаще мир мечтательных забав,
Где тень мягка и где лучи не ярки,
Где веет всё давно забытым сном
И шепчутся деревья о былом...
К.Фофанов «Дума о Царском Селе» (отрывок), 1889.
Мне очень нравится павильон "Эрмитаж"- образец архитектуры малых форм, который является достопримечательностью регулярного парка. В любое время года он смотрится очень величественно.
"Эрмитаж" возведен по проекту Б.-Ф. Растрелли совместно с М.Г.Земцовым и С.И.Чевакинским. Подобно Екатерининскому дворцу, он был окрашен в лазоревый цвет, а его декор: лепнина фасадов, резные деревянные статуи, вазы и гирлянды - блестели позолотой. В "Эрмитаже" устраивались балы, маскарады и торжественные обеды.
По мостику через Рыбный сайт идем к Екатерининскому дворцу.
Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка. Старый (Голландский) сад основал, по преданию, сам Петр I.
Эрмитажная аллея парка - это что-то удивительное. Ровно подстриженные деревья, как огромные стражи, охраняют сияющую на солнце скульптуру.
Павильон "Нижняя ванна" был возведен в куртине Нижнего сада архитектором И.В. Нееловым в 1778-1779 годах и предназначался для мытья придворных, поэтому ее еще называли Кавалерской мыльней.
В настоящее время в павильоне развернута экспозиция, посвященная царскосельским мыльням и баням, установлены образцы изразцовых печей XIX века.
Старый сад создавался в 1720-е годы по проекту архитектора Летнего сада Яна Розена при участии садового мастера Иоганна Фохта. Были устроены два пруда, названные позднее Зеркальными, Большой пруд, Рыбный и Малый каналы.
Летом здесь очень красиво - разбит цветник и очень приятно посидеть на скамейке под тенью деревьев и любоваться этой красотой. В прошлом году цветники украшали яркие георгины.
Скульптура Царского Села старше самого сада и его павильонов. Среди скульптур выделяются две, принадлежащие Антонио Тарсиа, — "Геркулес" и "Воинская доблесть".
"Воинскую доблесть" Тарсиа изобразил в виде молодой женщины в панцире и в шлеме, украшенном султаном из страусовых перьев, опирающейся левой рукой на щит. На щите высечены изображения орла и головы льва. Статуя считается аллегорией побед, одержанных Россией в войне со Швецией.
В 1778-1780-х годах на верхней террасе регулярного сада, на берегу небольшого прямоугольного пруда, была построена Верхняя ванна - баня для царской семьи. Павильон очень красиво отражается в воде. Сейчас здесь проводятся временные выставки.
В 1779-1795 годах был построен уникальный комплекс в который входят Камеронова галерея, Висячий сад, Пандус и Агатовы комнаты. Творению Чарльза Камерона принадлежит центральное место.
Аллеи Старого сада украшает мраморная скульптура. Часть статуй подписные, на них стоят имена мастеров венецианской школы рубежа XVII и XVIII веков, хорошо известных в то время в России, — Пьетро Баратта, Джованни Дзордзони, Антонио Тарсиа, Джованни Бонацца.
Автор превосходной статуи, украшающей одну из аллей сада, — нимфы Галатеи, сидящей на дельфине, — Пьетро Баратта. Небольшая по размерам, эта статуя задумана как украшение садового фонтана и предназначалась для установки в центре бассейна. Фигура Галатеи легка и изящна, поза ее необычайно грациозна.
Удачны по композиции и интересны по своему содержанию и некоторые другие статуи, такие, как «Любовь к родине», «Амфитрита», «Персей», «Андромеда», «Мир».
В середине XVIII века по приказу Елизаветы Петровны в Царское Село привезли более 60 фигур и бюстов богов и героев античной мифологии работы лучших итальянских мастеров.
В композиции ансамбля Царского Села доминирует, конечно же, Екатерининский дворец, фасады которого в длину достигают 740 метров. На его сооружение не жалели денег, только золота для внешней отделки использовали около 100 кг.
Воскресенская церковь в Екатерининском дворце была построена в 1843-1846 годах. Позолоченные купола сияют на солнце.
Идем к Камероновой галерее, которая словно парит на поражающем своей мощью каменным основании.
Вдоль Камероновой галереи расположен Фрейлинский садик. Он невелик, очень поэтичен и предназначался для уединенных прогулок.
Это прекрасный уголок, благоухающий цветами. Здесь высажены деревья и цветущие кустарники: сирень, жасмин, барбарис, спирея, древовидные пионы и множество многолетних и однолетних цветов. Летом здесь красота!
Камеронова галерея, напоминавшая античный храм, предназначалась для прогулок. Замшелый серый камень, словно источенный веками, служит своеобразным пьедесталом для легкой белой колоннады из 44 колонн и ионическими капителями.
На открытых террасах, между колоннами, расставлены бронзовые бюсты древних ученых, философов, римских императоров и полководцев. К ее торцу ведет большая парадная лестница. На пилонах лестницы, ведущей на колоннаду, возвышаются колоссальные бронзовые фигуры Геркулеса и Флоры.
По тропинке спускаемся к Большому озеру и направляемся к мысу Звездочка.
Дорожка нас привела на прекрасную смотровую площадку, с которой открываются потрясающе красивые виды на окружающие мыс водные просторы. В центре этой площадки установлен бронзовый бюст на мраморном постаменте.
Это единственный памятник реальному историческому лицу в Екатерининском парке - бюст великого князя Николая Александровича, старшего сына императора Александра II и императрицы Марии Александровны.
С мыса виден "Грот" - второй по значению павильон Старого сада. Расположен на берегу Большого озера и посвящен "морской" тематике. Пристань у "Грота" представляла собой небольшую каменную площадку. Фасады здания отделаны с барочной пышностью.
Посередине Большого озера на маленьком островке виднеется "Зал на острову", возведенный в 1750 году. Здание почти скрыто за деревьями, особенно летом, когда много листвы. "Зал на острову" служил для проведения летних музыкальных концертов, во время различных торжеств здесь устраивались танцы.
Попасть на остров можно в летнее время на пароме, который отходит от Гранитной пристани или со стороны Адмиралтейства.
На Гранитной пристани установлены статуи Дискобола и Боргезского бойца.
В 1816 году на берегу Большого озера у склона холма установили фонтан "Молочница или девушка с кувшином". Фонтан, воспетый А.С.Пушкиным, является символом Екатерининского парка.
***
Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо!
Обратите внимание: Как выглядит парк Цветник в Пятигорске. После прогулок по парку, делимся впечатлениями!.
не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;Дева над вечной струёй вечно печальна сидит.
А.С. Пушкин. "Царскосельская статуя", 1830 г.
У фонтана цветет форзиция - "золотой дождь".
От фонтана поднимаемся по тропинке к Гранитной террасе, которая была сооружена на месте павильона "Катальная горка". По горке можно было кататься летом и зимой.
Сооружена большая гранитная терраса по проекту архитектора Л. Руска, отсюда и второе название террасы - "Руска".
Гранитная терраса представляет собой монументальное сооружение, обращенное в сторону Большого озера. Стены террасы декорированы мощными дорическими колоннами из серого гранита, с капителями из розового гранита.
Стволы колонн представляют собой постаменты балюстрады террасы, на которых установлены гальванопластические копии античных скульптур - «Венеры Медицейской», «Фавна с козленком», «Апоксиомена» и др. выполненные на литейной мастерской Императорской Академии художеств.
На Рамповой аллее рядом с террасой также установлены статуи.
Наш путь лежит в Собственный садик. В пруду отражается павильон "Вечерний зал".
Собственный садик расположен перед Зубовским корпусом у южной части Екатерининского дворца. Пользоваться садиком могла только семья Александра II и ее ближайшее окружение. В 1866 году в садике была построена открытая веранда в итальянском стиле - пергола. Летом она утопает в зелени и посетители любят устраивать здесь фотосессии.
У перголы в 1771 году был установлен "Кагульский" или "Румянцевский" обелиск в ознаменование победы, одержанной русскими войсками в Молдавии, при реке Кагул в 1770 году.
У перголы открывается красивый вид на Зубовский корпус, на втором этаже которого находились апартаменты Екатерины II. На первом этаже жили фавориты императрицы, а позднее разместились личные комнаты императора Александра II.
Центром композиции Собственного садика является мраморный фонтан, который соорудили архитектор Александр Видов и скульптор Грациозо Ботта в 1866 году. Это единственный большой #фонтан музея-заповедника.
Сейчас в садике как-то пусто, но скоро кусты и деревья позеленеют, повсюду распустятся цветы и зажурчит фонтан под звуки произведений Чайковского, Глинки, Шуберта, Шопена и Лядова.
Его восьмиугольный бассейн, чаша и малые вазы, расставленные по углам, выполнены из белого каррарского мрамора. Пол бассейна устлан мраморными плитами, чаша и ножка украшены каннелюрами, гирляндами и раковинами.
Борта фонтана выполнены в виде жардиньерок, в которые высадят хлорофиттум, петунию, бегонию и адиантумы. Вокруг фонтана разбили живописные цветники, проложили извилистые дорожки, установили скульптуры.
Фонтан уже запустили после долгой зимней консервации. Он будет работать каждый день, с 12.00 до 15.00, кроме вторника.
В Собственном садике находятся мраморные скульптуры: «Ганимед», венецианской работы начала XVIII века, копия одной из «Танцовщиц» А.Кановы и «Нимфа» П. П. Забелло, выполненные в XIX веке.
На тропинке расположился небольшой одноэтажный павильон - Вечерний зал. Он предназначался для музыкальных вечеров и балов и создавался почти 15 лет.
Металлический мостик был выполнен по проекту архитектора Дж. Кваренги в 1784-1785 годах.
В Царском Селе свое яркое воплощение нашел стиль "шинуазри". На границах Екатерининского и Александровского парков создается ряд сооружений в китайском духе.
На берегу одного из канальцев возвышается Скрипучая беседка, созданная в 1778-1786 годах архитектором Ю.М. Фельтеном, как стилизация под экзотическое произведение китайской архитектуры.
В воде всегда отражаются ярко раскрашенные фасады этого здания. Скрипящий от дуновения ветра флюгер на его крыше дал название всей постройке.
Ансамбль Китайской деревни в Александровском парке соединен с Екатерининским паркам двумя земляными арками-переходами - Большим и Малым капризами.
Большой каприз является уникальным произведением садово-парковой архитектуры, при Екатерине II был главным въездом в царскосельские парки. Его центральная часть представляет собой гигантскую арку через дорогу, разделяющую Екатерининский и Александровский парки.
На верху арки находится маленькая изящная беседка с расписной кровлей - характерный мотив китайской парковой архитектуры. Сверху открывается вид на Шапель в Александровском парке.
Концертный зал называли еще "Зал для музыки", был создан Дж. Кваренги в 1780-х годах, посвящен он богини Церере. Это типично классическое произведение отличается лаконизмом.
По мосту через Виттоловский сайт проходим к величественной и очень красивой Башне-руине.
Башня-руина - необычное декоративное парковое сооружение. Летом на башню можно подняться и полюбоваться пейзажным парком с высоты. Очень красиво. Искусственные трещины и выбоины придают башне вид огромной средневековой крепости. Надпись на замковом камне кирпичной арки гласит: "На память войны, объявленной турками России, сей камень поставлен в 1768 году..."
На границе с парком находятся Орловские ворота, связанные с именем Григория Орлова, фаворита императрицы и отца ее внебрачного сына графа Алексея Бобринского. Надпись на фризе ворот гласит: "Орловым от беды избавлена Москва" (воздвигнуты в ознаменование успешной борьбы графа с чумной эпидемией 1771 года в Москве).
Спускаемся к Чугунным Готическим воротам, которые были установлены перед земляной насыпью, ведущую к Башне-руине. В высоту ворота - 12 метров, в ширину - 7.
Внизу ворота украшены чугунными женскими фигурами.
Среди деревьев виднеется беседка в виде пирамиды, построенная из кирпича и облицована темным гранитом. Пирамида является копией гробницы одного из римских царей.
А это Палладиев мост, который еще называют Мраморный или Сибирский.
Он назван Палладиев по фамилии итальянского зодчего Андеа Палладио, который его спроектировал. А Мраморный и Сибирский, потому что изготовлен из сибирского мрамора.
"Турецкая баня" - павильон, сооруженный в память победы России над Турцией в войне 1828-1829 годов. Построена по чертежам И.А. Монигетти на искусственно созданном полуострове.
В его внутренней отделки были использованы фонтаны, привезенные из Турции как трофеи. На одно из них арабской вязью сделана надпись: "Тот кто делает доброе дело всей своей щедростью, да будет достоин прощения и милосердия..."
У маленького островка на Большом озере высится самый знаменитый монумент Екатерининского парка - Чесменская (Орловская) ростральная колонна. Она воздвигнута по проекту А. Ринальди в ознаменования победы русского оружия во время Русско-турецкой войны 1768-1774 годов.
Двадцатиметровая колонна стала памятником трех побед: в Хиосском проливе и Чесменской бухте Эгейского моря (когда был сожжен весь турецкий флот) и возле острова Метилены в Средиземном море.
На Чесменскую колонну можно подняться и полюбоваться красотами парка с воды.
Одновременно можно посетить "Зал на острову", посмотреть на павлинов. Паромная переправа работает в летнее время.
Наша прогулка завершается у Адмиралтейства, возведенного в 1773 году на границе Большого озера и и Нижних прудов в ложно-готическом стиле и напоминает старинный немецкий замок. Оно состоит из трех отдельных частей: Шлюпочного сарая, домика для матросов и двух Птичных флигелей, где содержались белые и черные лебеди, утки, гуси, павлины и фазаны.
Любуемся облаками с моста у Больших каскадных прудов.
***
Поедем в Пушкинские парки
К едва проснувшимся прудам,
Туда, где бродит свет неяркий
По непросохшим берегам,
Поедем в гости к перелескам,
К весенней зелени сквозной,
К лепным Растрелли арабескам,
Чуть тронутым голубизной.
Жгут листья в липовой аллее,
И седоватый терпкий дым,
Между деревьями синея,
Плывет по травам молодым.
Вся эта горечь увяданья,
Сливаясь с запахом весны,
Зовет на светлое свиданье
Давно растаявшие сны.
Им не раскрыться в свежем блеске,
Как много лет тому назад,
Но голубеют перелески
Вдоль тех же парковых оград.
И у подножья гордых статуй,
Что смотрят в сонный водоем,
Мы травянистый, горьковатый,
Сырой и свежий запах пьем...
Всеволод Рождественский, 1938 г.
Наслаждаемся первыми весенним цветами и смотрим видео прогулки.
#екатерининский дворец #екатерининский парк #царское село #куда поехать #что посмотреть #парки санкт-петербурга #достопримечательности спб #путешествие
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Царское Село. Весенняя прогулка по Екатерининскому парку.