Дорогие читатели!
Я снова приветствую вас на своем сайте и собираюсь на этот раз мысленно вернуться в холодные дни месяца марта года 2019 от новой эры. А в тот год поехал я, как уже поведал вам об этом в своих ранних статьях, в северную Европу, а именно в Финляндию. Как я уже писал, сырым мартовским утром без особых приключений прибыл я до финской столицы на автобусе, предварительно с пересадкой в Петербурге. А Петербург я упомянул неслучайно.
Именно город на Неве был тогда столицей Российской империи, когда Финляндия вместе с Хельсинки (шведы называли город по-своему — Гельсингфорс) после русско-шведской войны 1808 — 1809 годов новой эры вошла в состав российской империи на правах автономии. Когда я уже немного освоился с центральными улицами, площадями и местным транспортом, я уже более-менее стал ориентироваться в городе.
И вот именно эта достопримечательность находится в самом центре города, на Сенатской площади – одной из красивейших площадей мира в духе строгого классицизма от гениального архитектора Карла Энгеля, — около Кафедрального православного собора, дворца правительства и Национальной библиотеки. Да, да, вы не ослышались, дорогие читатели – в Хельсинки есть своя Сенатская площадь и свой православный собор – крупнейший из кафедральных храмов в городе и, возможно, во всей Финляндии! Угадайте, памятник кому стоит на главной площади столицы холодной, но уютной северной страны?
И ответ многих, возможно, удивит. Потому что благодарные финны поставили монумент не кому-нибудь, а российскому императору Александру II, сыну Николая I Павловича. И это еще один весомый аргумент против тех, кто думает, что в Финляндии процветает русофобия, ведь с такими случаями я лично не сталкивался, более того, у меня даже не взяли штраф за проезд с городским билетом в зоне пригородного метрополитена. Но о этом достаточно, вернемся к нашему герою. Именно при реформаторе Александре II Великое Княжество Финляндское получило расширенные права автономии, хотя и осталось в составе обширной Российской империи.
Этот памятник был возведен в 1863 году новой эры в самом центре красивейшей Сенатской площади. Александр II Павлович — замечательный политический деятель, — был также известен и другими реформами в отношении финнов: он ввел в денежный оборот финскую марку – национальную валюту, и придал статус государственного для финского языка.
Кроме того, финские таможни, через которые я имел счастье проезжать недавно, остались функционировать и при российских царях. Горделивая фигура Александра II на фоне одной из красивейших площадей мира – очень излюбленный лейтмотив для туристов, приезжающих сюда. Думаю, мое фото, сделанное камерой от смартфона Nokia 5.1 Plus, получилось неплохим. Но обо всем по порядку.
На личность царя-реформатора особенное влияние оказал Василий Андреевич Жуковский, поэт и придворный императорской четы и воспитатель наследника престола. В форме стихов Жуковский прислал письма царствующей особе, ждущей ребенка: “на чреде высокой” … не забыть, что есть такое “святейшее из званий – “человек”. А родился наш герой, когда где-то в месяце апреле, в старом парке таял снег, и крылатые качели начинали свой разбег, а именно в 1818 году новой эры.
Когда Саше стукнуло восемь лет, строгий самодержец Николай I, отец мальчика, предложил именно Василию Жуковскому стать воспитателем или, говоря современным языком, тьютором наследника престола. Жуковский после некоторых раздумий все же согласился, хотя знал, что его гражданскому, гуманистическому ростку в его душе будет трудно пробиться сквозь гранит бездушного милитаризма царской семьи. Но поэт понимал значимость момента, его важность для дальнейшей судьбы российского общества и государства.
Василий Жуковский составил план воспитания и представил его на высочайшее утверждение. В его намерениях было дать мальчику больше гуманитарного образования: отечественной истории, а вот военному делу поэт отвел весьма скромное место. В одном из своих многочисленных писем императрице Жуковский предостерегал мать мальчика от увлечения “воинственными игрушками”. “Государыня, простите мои восклицания, — писал он, — но страсть к военному ремеслу стеснит его душу; он привыкнет видеть в народе только полк, в Отечестве — казарму”.
План Жуковского был принят, и поэт стал наставником цесаревича Александра. Но “воинские потехи” во дворце Николая I по-прежнему оставались главным занятием юного Саши. К тому же Николай I посчитал нужным изменить процесс воспитания наследника в своих интересах. “Я заметил, — сказал он однажды, — что Александр показывает вообще мало усердия к военным наукам. Я буду непреклонен, если замечу в нем нерадивость по этим предметам; он должен быть военный в душе”.
В свою очередь Жуковский-гуманист вдохновлял мальчика своими письмами, что писал ему из-за границы: “Владычествуй не силой, а порядком — истинное могущество государя не в числе его воинов, а в благоденствии народа… Люби народ свой: без любви царя к народу нет любви народа к царю”. В свою очередь хочу привести слова Марка Цицерона “Salus populi est suprema lex” (“Благо народа – высший закон”). Поэтому в становлении будущего императора боролись два начала – гуманистическое от Василия Жуковского и милитаристское от Николая I. К тому же юный Саша не отличался сильным упорством, хотя и был любознательным и успешным в постижении наук.
Один момент в жизни юного цесаревича навсегда врезался в его впечатлительную память.
Обратите внимание: Отдых семьей вблизи Иркутска...гостинный двор "Сударь",Александровский тракт.
На дворе был 1837 год новой эры, и наследник престола Александр предпринял путешествие по России, где цесаревича сопровождал его наставник Василий Жуковский. В Сибири они повстречались со ссыльными декабристами, в Вятском крае им рассказывал о своей незавидной судьбе опальный Александр Герцен. По возвращении наследник престола стал хлопотать о смягчении участи осужденных декабристов, но ходатайство цесаревича Александра было удовлетворено лишь частично: Герцена перевели в город Владимир.И еще на становление личности юного Александра повлияли, как ни странно, “Записки охотника” Ивана Сергеевича Тургенева, ибо наследник престола был заядлым любителем охоты. Впоследствии Александр II говорил, что эта книга убедила его в необходимости отменить ненавистное крепостное право “сверху”.
Свою лепту в формирование гражданского сознания цесаревича Александра внес и Константин Кавелин со своей статьей, что называлась “Записка об освобождении крестьян”, хотя из-за нее автор поплатился своим местом в Петербургском университете. И еще нужно упомянуть реформаторскую деятельность Михаила Сперанского (1772 – 1839), от которого Александр I, дядя будущего императора, избавился, как только понял, что реформы Сперанского зашли слишком далеко, чем вызвали сильное недовольство дворянства.
Но о планах Сперанского касательно преобразования многих сфер российского общества и государства юный цесаревич, конечно, же знал. Как реформатор и законодатель Сперанский сыграл исключительную роль в деле воспитания и обучения молодого цесаревича Александра II. Когда будущему императору исполнилось 16 лет, его отец, Николай I поручил Сперанскому подготовить текст присяги и лекции по правоведению, что Михаил сделал с большой охотой. Лекции Сперанского-правоведа пришлись по вкусу царскому семейству, и Николай I предложил Михайлу Сперанскому и впредь оставаться преподавателем правовых дисциплин.
Поэтому при подготовке крестьянской реформы чиновники при согласии молодого императора Александра II вынули из архивов проекты преобразований М. Сперанского и П. Киселева. При этом сам император произнес знаменитую “московскую речь” перед предводителями дворянства, в которой смело и твердо заявил, что “лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу”. Намекая на пугачевский бунт, Александр II поднял очень наболевший для многих дворян вопрос: “Передайте слова мои дворянам для соображения”, — сказал он в конце речи.
Подготовка к отмене крепостного права была долгой и мучительной, так как в вопросе о земле нужно было найти компромисс между экономическими интересами помещиков и крестьян, но несомненным оставалось одно – необходимо было дать полную свободу крестьянам.
И вот, настал знаменательный момент в российской истории вообще — 5 марта 1861 года новой эры манифест о крестьянской реформе был зачитан в храмах страны после церковной службы, а на разводе войск в Михайловском манеже войскам прочитал его сам царь. Так пало крепостное право в России.
#история #александр 2 #хельсинки #блог #отмена крепостного права #путешествие
Продолжение и окончание статьи на сайте по ссылке - https://danilist.ru/2022/04/11/aleksandr2-car-reformator/
Литература:
— История России: с начала XVIII до конца XIX в./ А. Н. Сахаров, Л. В. Милов, П. Н. Зырянов, А. Н. Боханов; отв. ред. А. Н. Сахаров. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2001.
— Георгиева Н. Г., Георгиев В. А. История России: учеб. Пособие. – М.: ТК Велби, 2006.
Автор: Даниил Муха.
Другие интересные, личные блоги автора о поездках и путешествиях в европейские страны и города на сайте https://danilist.ru/
Подписывайтесь на партнерский Ютуб сайт - МаксИмыч Travel
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: “Александр ii – царь-реформатор”.