Семья Клочковых из Новосибирска совершила уникальное кругосветное путешествие по южным широтам, преодолев легендарные «ревущие сороковые» и «неистовые пятидесятые» и добравшись до берегов Антарктиды. На сегодняшний день ни одна семья в мире не повторяла подобного маршрута. Экипаж яхты Lady Mary состоит из родителей Марины и Андрея и их двух дочерей. Когда они впервые вышли в открытое море самостоятельно, старшей Насте было всего одиннадцать, а младшей Ладе — полтора года.
Истоки мечты
Марина делится историей:
– До моря у нас была насыщенная «сухопутная» жизнь: мы много путешествовали, увлекались сноубордингом и мотобайкингом, передвигались автостопом и даже зимовали в Юго-Восточной Азии. Море как будто ждало своего часа. В детстве мы с Андреем мечтали о кругосветке под парусом, но, повзрослев, решили, что это несбыточно. Все изменилось в Таиланде, когда мы увидели объявление о поиске попутчиков на яхту. Именно тогда до нас дошло: люди бороздят океаны на небольших судах! Мы серьезно задумались, посмеялись и отложили планы лет на двадцать. Но судьба распорядилась иначе — уже через пять лет у нас была собственная яхта.
Эта мечта жила во мне с восьми лет, после прочтения «Детей капитана Гранта» Жюля Верна. Андрей тоже всегда грезил приключениями. Он получил капитанские права и полтора года, пока мы копили на яхту, набирался опыта в регатах и перегонах судов. Наш первый общий опыт — двухнедельное путешествие на арендованной яхте у Канарских островов, когда Ладе было полтора года, а Насте 11. Интересно, что я прошла тот поход со сломанной рукой.
– Яхта — дорогое удовольствие. Вы долго копили?
Андрей: Мы купили яхту вместо двухкомнатной квартиры, на которую у нас были деньги. Как шутит Марина, «и весь мир в придачу». В море мы с 2013 года. До этого жили в Новосибирске: у меня был свой бизнес, а Марина работала в рекламе и была совладельцем фирмы.
– Почему для кругосветки вы выбрали именно яхту?
Андрей: Яхта дает несоизмеримо больше свободы, чем автомобиль. На ней можно добраться почти из любой точки в любую другую, побывать в местах, недоступных для сухопутного транспорта: на удаленных океанских островах, в Антарктиде, среди фьордов Патагонии. Мы заходили в реки Западной Африки на сотни километров вглубь континента. Да, до Австралии можно долететь, но это очень дорого, а под парусом — это часть пути.
Решение отправиться с детьми
– Как вы решились на кругосветку с маленькими детьми?
Марина: Когда мы стали владельцами яхты, Ладе было 2,5 года, Насте — 12. Мы, конечно, думали о кругосветном путешествии, но это была такая «запретная мысль», которую сами себе не разрешали. Первый сезон в Средиземном море, от Гибралтара до Черногории, стал для нас сложным тренировочным и притирочным этапом. А в ноябре 2014 года мы вышли из Черногории и взяли курс на Канарские острова. Это и был наш первый шаг в кругосветке.
– Вы сознательно выбрали маршрут по Южному полушарию?
Андрей: Конечную точку маршрута мы всегда выбираем вместе, семьей. А вот как именно до нее добраться — это уже моя задача, которая зависит от течений, господствующих ветров и погодных условий. На капитане также лежат все вопросы, связанные с правилами заходов в страны, визами и пограничными формальностями.
Марина: После острова Пасхи мы посетили остров Питкэрн, знаменитый историей мятежа на «Баунти», где в 1790 году нашли приют бунтовщики. Мы побывали во Французской Полинезии, но из-за задержки из-за болезни на Маркизских островах не успевали до сезона ураганов добраться до безопасной Новой Зеландии. Нужно было срочно уходить из опасных широт. Вариантов было два: уйти к экватору и четыре месяца стоять в жаре на каком-нибудь атолле или двигаться дальше на юг.
Мы выбрали второй путь, и 22 ноября 2018 года началось наше полноценное кругосветное плавание. На сегодняшний день мы обогнули все пять южных мысов планеты, побывали в Антарктиде и технически завершили кругосветку в середине Тихого океана. Такой маршрут с детьми до нас не проходил никто.
– Была и еще одна, почти литературная причина свернуть в Южный океан — та самая книга «Дети капитана Гранта». В романе описан риф Марии-Терезы, остров-призрак. Его до сих пор отмечают на морских картах, включая карты Британского адмиралтейства 2014 года. Одни мореплаватели его наносили, другие — не могли найти.
– Мы отправились по 37-й параллели, чтобы своими глазами увидеть этот остров. Мы прошли три координатные точки — по данным Жюля Верна, Британского адмиралтейства и Большой советской энциклопедии. Островов-призраков мы не обнаружили, но именно так попали в суровые воды Южного океана.
Опасности в океане
– А как же пираты, штормы, акулы – вы ничего не боитесь?
Марина:
– Перед тем как зайти в новый район, мы всегда тщательно собираем информацию, в том числе на форумах яхтсменов, где люди щедро делятся опытом. Так мы избегаем пиратоопасных зон. Например, мы не пошли на север Бразилии, за сто миль обошли Венесуэлу и соблюдали повышенные меры предосторожности в криминальных городах Колумбии и Панамы. Акулы нам встречались, но, если верить статистике, от падения кокоса на голову в мире гибнет больше людей, чем от акул. У берегов Австралии чаще всего страдают серферы, которых акулы в мутной воде принимают за добычу. Если кто-то с яхты решает искупаться, за ним обязательно наблюдают, иногда даже привязывают страховочным тросом. Акула никогда не нападает сразу — она сначала кружит, изучая объект.
Однажды на Галапагосах Андрей чистил днище яхты. Сначала приплыла одна акула, потом вторая, а когда собралось четыре — капитан решил вернуться на борт. Пока мы ставили парус, за яхтой уже следовало двенадцать акул. Мы знаем, что стая больше пяти особей уже представляет опасность. Рифовые акулы могут атаковать, если ты охотишься и у тебя есть кровоточащая рыба — они чувствуют каплю крови за милю. Страх — это здоровый инстинкт самосохранения. Есть страхи, которые ты контролируешь, а вот паника — это опасно. К счастью, в нашей команде ей никто не подвержен.
Андрей: Мы уже прошли через ревущие сороковые, неистовые пятидесятые и заходили в шестидесятые широты. Наш рекорд — 65 градусов южной широты в Антарктиде. Там мы видели по-настоящему сильные шторма. Но у нас опытная команда — за спиной полторы кругосветки. Если правильно подготовиться, иметь надежное судно, как наше, то можно справиться с любыми испытаниями.
– Вы прошли столько морей, случались ЧП, попадали в шторма?
Марина:
– Конечно, попадали. Пройти Южный океан без штормов просто невозможно, там они случаются с периодичностью раз в несколько дней. Самый сильный шторм с ветром до 11 баллов накрыл нас после выхода из Магелланова пролива в Южную Атлантику. Основной удар стихии пришелся на ночь. Мы несли вахту у штурвала круглосуточно, оставив лишь клочок самого малого паруса, потому что в шторм яхта должна сохранять ход. Было тревожно, но панического страха уже нет. Ты просто делаешь то, что необходимо. Главное в шторм — не перегрузить судно парусами и держаться как можно дальше от берега.
Первый серьезный шторм мы пережили еще в первую зиму в Средиземном море. В Мессине нас оторвало от гостевого понтона, открытого волнам из пролива. Три из четырех швартовых лопнули, и мы удерживали лодку у пирса только с помощью двигателя. Капитан пытался набросить новую петлю на пирс, но ничего не выходило. Через полтора часа борьбы за яхту нас услышали с соседнего катамарана (звук мотора по воде распространяется хорошо, а мотор, работающий в шторм в три часа ночи, — явный сигнал бедствия). Соседи прибежали на помощь, втроем им удалось за час привязать скачущую яхту к понтону. Наутро мы сказали: «Уходим в другой порт, этот понтон нам не понравился». Ветер тогда достигал 74 узлов — это 12 баллов. Больше — только ураган.
Встречи, которые меняют жизнь
– Встречи с какими людьми во время путешествия особенно запомнились?
Андрей:
– Мы встречаем множество интересных людей. Первое впечатление от нашего теперь уже друга Джибоя из Гамбии было поразительным. Неожиданно встретить человека с другого континента, с другим цветом кожи, но с такой близкой ментальностью и теми же базовыми ценностями, которые прививают в детстве. Это было удивительно. И, конечно, встречи с моряками, совершившими уникальные, рекордные путешествия, — например, с Даниилом Гавриловым. На суше наши пути вряд ли бы пересеклись.
Марина:
– Если бы мы не пошли в Антарктиду, то никогда бы не встретились с такими великими путешественниками, как Федор Конюхов, Николай Литау, Даниил Гаврилов. Такие люди появляются на маршрутах другого уровня сложности. После общения с Конюховым и его командой открываются новые горизонты, чувствуешь, будто поднялся на ступеньку выше по сравнению с собой вчерашним.
Еще одна важная встреча — с российскими полярниками на станции Беллинсгаузен в Антарктике. Это люди, о которых снимают фильмы, как об Амундсене и Нансене. А ты сидишь с ними, пьешь чай, слушаешь байки, делишься опытом — незабываемое впечатление. Помимо этого, у нас, если не в каждой стране, то на каждом континенте появляются друзья. Часто это представители русской диаспоры, но есть и местные жители. В Австралии мы подружились с аборигеном-полукровкой по имени Грег. Мы гостили у него на ферме на границе пустыни и буша, жили три дня и путешествовали по местам, где живут аборигены. А австралийка Юлия Галушина даже часть пути прошла с нами.
Финансы и планы
– Как вам удается финансировать свои путешествия?
Андрей:
– Вокруг нас ходят слухи, что мы все продали, бросили и ушли в океан на непонятные деньги.
Обратите внимание: Что раз в жизни должен сделать любой мужчина. Отвечает боец, плотник и косметолог (отслужить, заняться….
– В какие места вам хочется попасть снова, а куда больше "ни ногой"?
Андрей:
– Однозначно хочется вернуться в Антарктиду, потому что трех недель там катастрофически мало. Такие волшебные пейзажи — словами не передать. Вся команда признается, что Антарктида поразила в самое сердце. И, конечно, острова Тихого океана. Очень хотим попасть в Новую Зеландию, где еще не были, и снова побывать в Австралии. А вот стран, куда бы мы не хотели возвращаться, просто нет. Везде нам встречались хорошие люди, и каждое место по-своему интересно, через него мы познавали мир.
Жизнь на борту: от быта до бунта
– Возможен "бунт" на вашем корабле?
Марина:
– Однажды бунт у нас все-таки случился, и это было в самом начале нашей жизни на яхте — а это очень непростой период. Была зима в Средиземном море. Помимо притирки после просторной квартиры, были суровые условия и чувство одиночества. В море пусто — только редкие спортивные команды. Все это создавало напряженную атмосферу. А Андрей, пришедший в яхтинг из регат, по инерции устанавливал на борту спортивные порядки: сказал капитан — все выполнили, и только потом спросили «зачем?».
Это касалось и бытовых моментов. А особенность жизни на яхте семьей в том, что вы — команда, но при этом должны сохранять все семейные взаимоотношения и взаимопонимание, а не только отдавать приказы. И вот однажды мы с Настей после очередного распоряжения встали «руки в боки» и объявили бунт на корабле! Мы сказали: «Давай менять систему! Давай разделять работу и семью!». Капитан три дня молчал, обдумывал, а потом стал действовать мягче.
– Как дети относятся к тому, что их жизнь проходит на яхте? Скучают без сверстников?
Настя:
– Мы, дети, относимся к этому прекрасно. Мы понимаем, насколько это удивительный и бесценный опыт, который очень поможет нам в будущем. И что мы в своей семье, в своем доме, посетили столько мест и узнали столько людей! Для меня самое удивительное — это возможность видеть из своего окна то Антарктиду, то Южную Африку, то Австралию, то острова Тихого океана. Скучаем ли без сверстников? Конечно, бывает, особенно в океане. Но огромный плюс в том, что у нас появляются друзья по всему свету. У меня есть друзья в Мексике, Австралии и, конечно, в России. Когда мы в океане, нет интернета, зато есть спутниковая почта. У Лады есть лучшая подруга в Австралии, они переписываются. Так что общение никогда не прерывается.
– Как дети учатся на яхте?
Лада:
– Я учусь в онлайн-школе по компьютеру, вместе с одноклассниками и учителем. Когда интернета нет, я заранее скачиваю учебники и занимаюсь по ним. Настя смотрит лекции, а перед долгими переходами тоже скачивает их про запас.
– Как устроен быт? Кто драит палубу, кто готовит?
Марина:
– При всей романтике, большую часть жизни на яхте занимает быт. Это работа с парусами, чтобы лодка шла нужным курсом. В переходах постоянно что-то требует починки. Это как у дальнобойщиков: если машина прошла 10 тысяч километров, ей нужно долить масло, поменять колесо. А если она едет по бездорожью — внимания нужно еще больше. Когда мы стоим у берега, жизнь отличается от домашней тем, что, чтобы куда-то попасть, сначала нужно добраться на шлюпке.
Еще нужно завозить воду в канистрах и заливать в бак. Электричество вырабатывают солнечные панели. На кухне есть газовая плита с тремя конфорками и духовкой. Водопровод электрический. Ножной помпой можно накачать забортную воду для мытья посуды. В быту приходится экономить электричество и воду, потому что система автономная. Твои запасы — это все, что у тебя есть. Большую часть бытовых дел мы делаем вместе с девочками. Настя полноценно ведет кухню с 13 лет. Лада с семи лет может приготовить суп или пирог. С уборкой они тоже помогают.
– На капитане лежит ремонт двигателя, такелажа, парусов (мы их тоже чиним сами). Этой работы довольно много. На берегу она стоит дорого, а в море ждать помощи неоткуда. На яхте две каюты. В носовой спят девочки, там же есть гальюн, похожий на туалет в поезде. В нашей кормовой каюте есть санузел с душем. Между каютами расположены два салона — кухня и рубка, она же наша гостиная.
– Запасы еды мы закупаем на берегу. Дары моря — это приятный бонус, но мы никогда на них не рассчитываем. Если поймали рыбу — будет сашими. Если попался крупный тунец — сушим его, варим уху, жарим стейки. Если рыбы много — консервируем на будущее. Основная еда покупается на берегу: консервы, крупы, сухофрукты, орехи, пастила, сладости, травы, чай, печенье. Запас автономности — месяцев на пять. Для долгих переходов критически важен опреснитель воды. Недавно он ломался, но, к счастью, шли дожди, и жажда нас не мучила.
– Насколько яхта автоматизирована, или нужно все время ею управлять?
Андрей:
– У яхты есть автопилот и подруливающее устройство. Сидеть у штурвала 24 часа в сутки не нужно. Но вахтенный всегда есть — он следит за курсом. При изменении ветра приходится переставлять паруса, они — наш главный двигатель. Есть дизель, он нужен для маневров в порту. Но в океанских переходах мы им практически не пользуемся.
Будущее и смысл пути
– Вы вернетесь к оседлой жизни?
Марина:
– За восемь лет путешествий были сложные переходы, в том числе в Антарктиду, где нужно быть начеку 24 часа в сутки. Мы зимовали на Огненной Земле на 56-м градусе южной широты — это широта Новосибирска. Год простояли на западном берегу Австралии из-за пандемии — это был опыт почти сухопутной жизни. Сейчас, дойдя до островов Тихого океана, мы часто стоим на якоре. Это совсем другая жизнь, это та самая поразительная степень свободы.
Такой образ жизни дарит невероятные эмоции. Ты чувствуешь себя первооткрывателем, когда подходишь к земле, которую долго ждал, — будто ты Колумб или Магеллан, особенно если земля малообитаема, как было на Огненной Земле. Так было и у Тасмании, к которой мы подошли с юга, со стороны сурового Южного океана. И перед нами открылись потрясающей красоты зеленые горы со снежными вершинами. Ты стоишь на палубе, вдыхаешь полной грудью запахи земли, и это — чистейший восторг и счастье. И, конечно, это еще и испытание себя. Ты тренируешь волю, а потом, достигнув земли, получаешь невероятную закалку — для нас и для наших девочек.
– Мы вернемся в Россию, уладим дела, поживем на родной земле, но потом, конечно, снова уйдем в море. У нас есть разные планы. Но пять лет без дома — это слишком долго, я бы хотела приезжать каждое лето. Старшая дочь выросла и будет строить свою жизнь, младшая входит в подростковый возраст, и ей нужна компания сверстников, поэтому мы будем менять концепцию. Жить так — очень интересно, чувствовать, что ты приносишь пользу людям. И правда, те, кто читают наши истории, смотрят видео, вдохновляются, расправляют крылья и перестают бояться исполнять свои мечты. А мечтают люди о разном: не только о путешествиях. Кто-то мечтает открыть кондитерскую, но всю жизнь боится бросить работу бухгалтера. А потом, прочитав о семье, совершающей кругосветку, люди начинают делать шаги к своей цели и становятся счастливее. Мне кажется, это дорогого стоит.
#фоторепортаж #путешествие на яхте #кругосветное путешествие #путешествие #туризм
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: "Поразительная степень свободы". Кругосветное плавание как образ жизни.
