Встреча с Вечным дедом: как дух места стал моим проводником по Севастополю

У меня есть одна особенность, которую я считаю своим скрытым даром. Нет, я не летаю и не читаю мысли, но я умею находить именно тех людей, которые нужны в конкретный момент. И происходит это почти всегда, когда я оказываюсь в новом месте.

Секрет, как мне кажется, в том, что я стараюсь мысленно обратиться к духам этой территории — поприветствовать их, представиться и попросить разрешения войти. Это что-то вроде внутреннего ритуала уважения к месту.

Иллюстрация: https://www.google.com/imgres

Это работает безотказно. Нужен ли уникальный специалист в казённом учреждении, гид с глубокими знаниями и отличным чувством юмора в незнакомом городе или даже просто интересный собеседник — вскоре такой человек появляется словно по волшебству.

Я не преувеличиваю, просто делюсь своим опытом. А вы, друзья, делитесь в комментариях своими необычными умениями — не стоит быть излишне скромным, ведь, как говорила моя мама, скромность хороша, когда других достоинств нет.

Особенно ярко эта способность проявляется в путешествиях. И сегодня я хочу рассказать об одной удивительной встрече в Крыму, за которую я безмерно благодарна судьбе.

Иллюстрация: https://pin.it/1uKuRse

Но сначала — небольшое мифологическое отступление. Тот, кого я встретила, был не просто человеком. В этом я уверена абсолютно.

Кто такие ландветте?

В скандинавских преданиях есть понятие «Ландветтир» (во множественном числе — «Ландветте»). Это #дух-хранитель, покровитель определённой местности — от небольшой фермы до целой страны. Он отвечает не за почву, а именно за территорию, её границы и суть.

Иллюстрация: https://ya.cc/t/Etd3MA8zHFeL

Такой страж есть у любого клочка земли, обжитого или нет. Главное — чтобы место имело свои границы: река, городская черта, забор или даже порог дома.

Природные ландветте похожи на эльфов, фей или наших славянских духов леса, воды, поля.

Когда-то давно эти «ветте» (существа) сами почитались как боги — в эпоху поклонения силам природы. С развитием язычества, когда человек стал больше полагаться на свои силы и орудия, их статус понизили до «низших богов». А с приходом христианства их и вовсе стали считать «нечистой силой».

Иллюстрация: https://ya.cc/t/y-YrnECJzHMHu

Духи обжитых мест

Если говорить о духах жилых территорий, то самое общее их название — #ниссе, аналог нашего домового. Но есть и более конкретные:

  • «Старичок с обжитого места» (tomtegubben) — дух целой усадьбы.
  • «Дворовый мужичок» (tunkall) — хозяин двора со всеми постройками и животными.
  • «Добрый бонд» (godbonde) — хранитель полей и пастбищ. В наше время такой «добрый хозяин» может быть и у завода, и у больницы.

Иллюстрация: https://ya.cc/t/q_VKn9q2zHR7d

Есть ещё «бонд из кургана» (haugebonde) — дух того, кто в этом кургане похоронен. Хотя слово «бонд» (крестьянин) для знатного покойника не совсем уместно.

Важно не путать его с драугом — ожившим мертвецом-мстителем. «Бонд из кургана», напротив, доброжелателен к живым и помогает им.

Иллюстрация: https://ya.cc/t/YCojrs9kzHSTv

Все эти духи жилых мест, подобно славянским «дедам», восходят к культу предков. Они помогают своему роду. Их существование — это завершённый цикл: человек прожил полную жизнь, выполнил своё предназначение, оставил потомков, а часть его духа осталась на родной земле, чтобы оберегать тех, в ком течёт его кровь.

Иллюстрация: https://ya.cc/t/-Y3kAq3azHUJs

Встреча с веттиром Севастополя

А теперь — моя история. Это рассказ о встрече с духом Севастополя. Я буду называть его Веттиром.

Мы с мамой путешествовали по Крыму. В Севастополе первым делом отправились на Малахов курган. Интернет уверял, что там легко найдём киоск с билетами на экскурсию с гидом на электрокаре.

Фото из архива автора.

В реальности же киоск был закрыт — не сезон, конец октября. Ни гидов, ни «паровозиков». Да ещё и дождь начал моросить. Мы уже почти отчаялись.

К нам подошла и заговорила пожилая пара, мы поболтали о путешествиях. А когда они ушли, к нам приблизился человек с книгой в руках. На вид — самый обычный, даже немного бродяжный. Я заметила, что он словно появился из ниоткуда, встав со скамейки, на которой секунду назад никого не было.

«Здравствуйте! Хотите, проведу вам экскурсию по Малахову кургану? 150 рублей с человека, полтора часа. Я местный, знаю здесь всё», — сказал он.

Мама засомневалась, её смутила внешность. Но у меня, к счастью, нюх на подобные вещи отменный (не хвастовство, а констатация факта), и я никогда не сужу по одежке.

Фото из архива автора.

«Идём!» — выпалила я так громко, что спугнула ворон.

О, это было нечто! Мы гуляли не полтора, а все пять часов. «Малашкой» — как нежно называл Виттер это место и район. Мне доводилось встречать многих блестящих гидов, но он превзошёл всех. Потому что он был не гидом. Он был духом этого места.

Он знал историю каждого камня, каждого дерева на кургане. Рассказывал так, что мы и смеялись, и плакали. Он знал о Первой обороне Севастополя всё. Вернее, не «знал» — он её видел.

Фото из архива автора.

Нельзя ТАК рассказывать об адмирале Нахимове, прочитав книги. Так можно рассказывать, только если ты знал его лично, видел его муки, когда он принимал решение затопить флот.

Нельзя ТАК говорить о кресте из вражеских ядер на месте гибели адмирала Корнилова, если только ты не складывал его своими руками. Невозможно ТАК описывать орудия, если сам из них не стрелял…

Фото из архива автора.

Простите великого классика, но даже Лев Толстой, участвовавший в обороне и написавший «Севастопольские рассказы», мог бы «прилечь вздремнуть у лафета» по сравнению с рассказами Виттера.

Две недели с духом места

На этом наше знакомство не закончилось. Мы подружились, и Виттер сопровождал нас ещё две недели. Он знал не меньше и о других уголках города.

Мы побывали в Херсонесе Таврическом, заглянули в подвалы, закрытые для туристов, тайные входы в которые находятся далеко за оградой музея.

Фото из архива автора.

А Инкерман! Мы спускались в пещеры киммерийцев на четыре этажа вглубь горы. В следующем году я обязательно пожарю мясо на очаге, которому больше 1500 лет.

Фото из архива автора.

Но статья не об истории Крыма, а о духе места…

Виттер живёт в доме, построенном для его прапрадеда, приехавшего в Крым в 1784 году с князем Потёмкиным — создавать Черноморский флот. Дом стоит на фундаменте византийской постройки середины V века до нашей эры.

У Виттера есть смартфон и соцсети, но дома он готовит на открытом огне и освещает комнаты только свечами.

«Признайся, — спросила я как-то, — это ведь ТВОЙ дом? Ты сам приехал с Потёмкиным, а не твой прапрадед? Ты как Вечный дед из «Сибириады»?»

Виттер только посмеивался на такие вопросы. Конечно, это ерунда! Он был здесь задолго до Потёмкина — я поняла это в византийских развалинах и киммерийских пещерах. Он жил здесь и тогда!

А ещё у Виттера нет паспорта. Зато есть могила…

Дорогой читатель, если вы, бывая в Севастополе, тоже встречали этого духа места (а таких людей немало), я очень прошу в комментариях не называть его человеческого имени. Если хотите — просто передайте ему привет. Я намеренно умолчала об имени, чтобы не профанировать сакральное. По той же причине не выкладываю наши общие фото.

Если кто-то захочет с ним познакомиться после этой статьи — я сказала, где его искать. Он вас обязательно увидит. И если вы ему понравитесь — подойдёт сам. Нет — значит, нет.

#дорога в тридесятое царство #мифология #мистические истории #язычество #александра сергеева #архетипы #путешествие по крыму

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: "Ландветте" - духи местности. Как я повстречала "Вечного деда" Севастополя.