-Без опыта и знаний о морском деле
-46 стран, 70 000 км., 3,5 года в пути
-Шторма, пираты и необитаемые острова...
Как я решил отправиться в кругосветку
В детстве я много читал приключенческих книг. “Таинственный остров” Жюля Верна, “Робинзон Крузо” Даниэля Дэфо, книги о природе Дж. Дарелла и т.п. Но даже тогда, мечтая оказаться среди героев книг я бы низа что не поверил, что мечта может стать реальностью!
Был канун нового 2014 года. Я был типичным московским менеджером в интернет-маркетинге, жил с красавицей женой в ипотечной квартире, все как у всех - отпуск два раза в год, спортзал, тусовки на выходных. И вот неожиданно мне приснился сон: нужно срочно идти вокруг света, причем обязательно на яхте. Очень странная и безумная затея для меня: я никогда не поднимал ничего тяжелее мышки, не имел понятия о яхтах, у меня не было пассивного дохода, зато были кредиты и морская болезнь.
Как маркетолог и аналитик я подошел к вопросу серьезно и начал изучать материал - книги, форумы, соцсети. И выяснилось, что кругосветка на парусной яхте это вполне себе обыденная история в мире…. Ежегодно десятки яхт отправляются в такие путешествия по всему миру. По всему, кроме России… У нас это явление весьма редкое и удел “избранных”, а уж тех, кто прошел кругосветку на яхте без знаний и опыта, таких вообще не было!
Я решил доказать, что самый обычный менеджер может встать из-за своего рабочего места, закрыть ноутбук, уволиться и отправиться в кругосветную экспедицию!
Забегая вперед и пользуясь своим опытом, чтобы пройти кругосветку нужно решить следующие пункты :
- Документы.
- Знания и умения.
- Яхта.
- Деньги на текущие расходы.
Именно в таком порядке я и начал готовиться к своей экспедиции. С момента, как мне в голову попала идея насчет кругосветки, и до дня, когда я отправился в путь, прошло полгода. Большую часть времени я потратил не на обучение, а на завершение «земных дел»: развод, продажу квартиры, погашение кредитов.
Хронологически все было так:
- ноябрь 2013 — мне пришла в голову эта идея;
- февраль 2014 — уволился, развелся;
- март 2014 — уехал в Турцию учиться яхтингу на две недели;
- май 2014 — продал квартиру, погасил все долги, собрал чемодан и улетел на поиски яхты;
- июнь 2014 — нашел и купил яхту в Нидерландах;
- июль 2014 — завершил подготовку яхты и начал свою экспедицию;
- август 2017 — финишировал в Турции в Мармарисе.
Как я учился управлять яхтой
Самостоятельного изучения морской науки достаточно, чтобы выйти в море. Хотя я все же рекомендую пройти обучение на яхтенных курсах. Тогда во время уроков вы будете бить о пирс не свою яхту и рвать не свои паруса, а школьные - это я, конечно, утрирую, но тем не менее получать практический опыт лучше под надзором опытного человека - это сильно экономит и время и средства.
Стандартное двухнедельное обучение на шкипера прибрежного плавания предлагают многие школы. Две недели обучения с практикой на яхте в Средиземном море обойдутся в 1200—1500 €. Курс теории можно пройти в Москве примерно за 25 000 руб. а многие школы предлагают даже бесплатно (закладывая их стоимость в тарифы на практику), но для обретения реальных навыков все равно придется выезжать куда-то на море.
Я учился в яхтенной школе в Турции в Мармарисе. Практика заняла две недели: я избавился от страхов, научился швартовать яхту, получил реальный опыт и яхтенные права международного класса. За обучение я ничего не платил, потому что владелец школы - Глеб Семеренко (школа Sailingtime) проникся идеей моей кругосветки и “натаскивал меня” с особым рвением - я безумно ему благодарен, как первому человеку, который поддержал меня в моих планах и не только словами, а реально помог и направил в нужную сторону!
Хочу сразу сказать, что яхтенные права могут пригодиться, если вы арендуете яхту. На собственной они не нужны. Да да! Вы не ослышались! Яхтенные права на самом деле не нужны совершенно, если вы идете на своей яхте.
Вот примерно так я решал теоритическую задачу по движению яхты во время гонок )Вручение дипломов.В первый раз за штурвал!А так выглядят яхтенные права. Я их уже обновил потому как старые устарели.В интернете есть сотни книг и видеокурсов, по которым можно освоить всю теоретическую парусную науку.
Для основного базиса я рекомендую такую подборку:
- Посмотреть видеоуроки яхтинга на сайте Sailing Time.
- Прочитать и запомнить «Правила предупреждения столкновений судов в море МППСС-72».
- Прочитать книги «Океанское и прибрежное плавание под парусом. Международные маршруты крейсерских яхт» Рода Хейкеля и «Тактику штормования» Ларри Парди.
- Прочитать Мою книгу “Учебник яхтенного кругосветчика или офисный планктон уходит в океан”. КапитанМакс.рф
Кроме управления яхтой, для дальних странствий пригодятся следующие навыки:
- Управления резиновой лодкой (тузик, динги).
- Навигация. (сейчас она в основном на эранах телефона, но с программами тоже надо научиться работать)
- Ремонта (пошива) парусов, дизельных и малых бензиновых двигателей — подвесных моторов и генераторов.
- Работы с полиэфирными смолами для ремонта пластиковых конструкций.
- Ремонта, тестирования и установки электронного навигационного и генерирующего оборудования.
- Рыбалки и подводной охоты.
- Приготовления пищи.
- Английского языка — у меня был базовый школьный уровень.
- Переговоров и торга — а вот в этом я был силен.
Для ремонта яхты можно нанять мастеров, но это дорого, хотя если бюджет позволяет, то лучше доверить профессионалам, а самим не винишко в теньке попивать, а смотреть через плечо и записывать в блокнот и на видео все тонкости. Если в объявлении о поиске мастера добавить слово «яхта», цена работ автоматически вырастет втрое. Для примера, за покраску днища лодки мастера попросили у меня 120 тысяч рублей. Я сделал это сам, потратившись только на специальную краску. Все удовольствие обошлось в 30 тысяч рублей, хотя назвать неделю изнуряющего труда на жаре удовольствием это немного неправильно.)))
Я качал из интернета книги и видеоинструкции, изучал их и, пересилив страх все сломать, брал и делал. До путешествия я почти ничего не умел из своего списка, но все освоил в процессе. Да многое получалось не с первого раза, да я много попортил в процессе, но со временем появился опыт и понимание и я стал профессионалом в этих вопросах.
Как я купил яхту
Когда я покупал яхту, заранее определил сумму, которую готов был потратить. Вычел из нее 30% — эти деньги однозначно нужно будет потратить на подготовку и доработку яхты. И начал искать судно под оставшийся бюджет, не позволяя себе соблазняться более дорогими моделями.
После продажи квартиры, погашения всех кредитов и развода у меня осталось 35 000 евро, соответственно я поставил границу в 25 000 евро на ее покупку.
Есть несколько способов поиска и покупки яхты. Первый — взять машину или байк в аренду и планомерно объезжать все яхтенные марины, смотреть на доски объявлений и общаться с персоналом марин и местными яхтсменами. Так можно найти наиболее дешевый вариант, но времени и сил я потратил на него немало.
Второй вариант — искать яхты на специализированных досках объявлений в интернете. Это проще, но цена там выше.
Третий вариант, это взять с собой разбирающегося человека и ездить с ним - так вы точно сэкономите и время и сделаете более правильный выбор при покупке.
Площадки по продаже яхт в интернете:
yachtall.com,
theyachtmarket.com,
ebay.com,
boat24.com
Около месяца я ездил по побережью Италии и Хорватии, потом поехал в Голландию — там и нашел свою яхту. Стоила яхта 25 000 евро. Я назвал ее «Гагарин» и поднял Советский флаг под левой краспицей на мачте. Гагарин — это первый человек в космосе, а я первый русский офисный планктон в океане.
После окончания экспедиции я продал яхту за 35 000 евро, это как раз первоначальная цена в 25 000 и еще 10 000 евро, которые я вложил в ее дооборудование. Искал покупателя я около 4х месяцев, и решил что лучше прогнусь в цене, но быстрее продам.
Гагарин за счет конструкции и расположения кают отлично подходила для дальних экспедиций, но не для чартерных поездок и катания туристов вдоль берега: у него была маленький кокпит, один туалет и две каюты. Поэтому мне нужно было найти либо такого же путешественника, как я, либо снизить цену. Я выбрал второй путь.
Кают-компания - главное место отдыха, когда пасмурно.Рабочее место шкипера. Слева холодильник.Гальюн - туалет и душ.Боковые кровати (шконки).Капитанская каюта.Потратил на ремонт и подготовку яхты к кругосветке — 10 000 евро как и планировал
На что обращать внимание при выборе
Выбор яхты — самое важное в подготовке экспедиции. Именно от этого выбора будут зависеть не только ваши жизни, но и комфорт и даже стиль общения внутри команды.
Моей яхте было уже больше 30 лет, она 1985 года выпуска. Именно в эти годы по общему убеждению пластик на лодках был самым надежным — качественным и толстым. (не было технологий позволяющим как сейчас штамповать картонные лодки, и решалось все толщиной).
Яхта была 10,5 м длиной. Именно на таких яхтах не раз совершали кругосветные экспедиции (большинство кругосветок пройденно на яхтах такого размера). Это идеальное соотношение цены, качества жизни и сложности управления. Моя яхта была предназначена для проживания 6 человек (коек именно столько). Но в реальности 4 человека экипажа — это ее идеальная вместимость для дальних переходов.
Состояние корпуса — это главное. У моей яхты был эпоксидный протектор ниже ватерлинии (спасибо прошлому владельцу, в этом он молодец). Он давал дополнительную защиту от проникновения влаги внутрь корпуса, а значит препятствовал возникновению осмоса — это когда внутренняя структура разрушается из-за попадания воды между слоями пластика.
Второй по важности и стоимости параметр яхты это состояние ее двигателя. На моей яхте был установлен экономичный двигатель Volvo Penta MD11C мощностью 28 л/с. Расход топлива в среднем 1,2 литра в час. Практика показала, что это очень мало для такой яхты - бывают ситуации, когда двигатель крайне необходим - сильные течения, встречная волна и т.п., так вот этих 28 лошадей было реально маловато, поэтому мой совет - 40.
Паруса. Важно их количество и качество. У меня было три полных комплекта парусов, но и этого оказалось мало: после месяца ежедневных штормов в Индонезии мы пришли в порт на единственном целом штормовом парусе. Обязательно наличие в рем-комплекте нитки с защитой от ультрафиолета, кусков парусины, специального парусного скотча. Обычные нитки солнце разрушает за несколько месяцев, и парус просто расползается по швам - в самом начале, пока я был совсем неопытным, я так испортил нашу геную (парус передний) - он был без солнечной защиты и я оставлял его скрученным под палящим солнцем, в результате он начал рассыпаться в труху и рваться руками...
Ветровой автопилот — очень важный и дорогой прибор, стоит в среднем 3-7 тысяч евро. Без него будет сложно: он 90% времени управляет яхтой вместо капитана. На Гагарин я установил ветровой автопилот Aries б/у.
Высота салона в районе камбуза и штурманского стола. Высота потолков важна в длительном плавании. Мыть посуду, готовить, да и просто передвигаться в полусогнутом виде — сомнительное удовольствие. У меня высота потолков была 2,1 метра.
Запасные веревки для фалов и шкотов (для управления парусами). Это дорогой расходный материал, который стоит от 5 евро за метр, а нужны десятки метров, и купить их надо заранее так как не везде в мире есть яхтенные магазины.
Энергообеспеченность яхты — чем мощнее солнечные панели и больше емкость батарей, тем выше ваша автономность, безопасность и комфорт в плавании. У меня было три аккумулятора на 250 ампер-часов в сумме, четыре солнечных панели общей мощностью 380 Вт, контроллер панелей и делитель зарядки между банками батарей. Этого хватало на холодильник, три Айпада и электрический автопилот. Еще у был бензогенератор: он обеспечит электроэнергией, если штатные генераторы и солнечные панели выйдут из строя или пасмурно, или хочется посмотреть видео на экране ноутбука )))
Резиновая лодка (динги или тузик). У меня была Highfield длиной 2,4 метра, с алюминиевым дном и двигателем Suzuki df6 мощностью 6 л/с. Лодка выдерживала полтонны нагрузки и позволяла безопасно заходить на берег не боясь порезать ее об кораллы.
Спасательное оборудование. К нему относится плот, жилеты, ящик спасательной пиротехники: дымы, фаеры, ракетницы, горн. В идеале все это никогда не понадобится, но должно быть на яхте. Хорошо, если дата обслуживания оборудования не просрочена. Сертифицированное обслуживание спасательного стоит около 50 тысяч рублей и может занимать значительное время - специалисты достаточно редки.
Радиостанция VHF — это прибор, который обеспечивает связь яхты с наземными службами и другими судами. Лучше иметь дополнительно ручную радиостанцию - это обеспечит комфортное общение с портовыми службами при заходе яхты в порт.
Якоря. У меня было два якоря весом 15 и 20 кг, цепь 80 метров. Нужный вес якоря зависит от размера лодки - чем больше лодка - тем тяжелее якорь и толще цепь. А чем длиннее цепь, тем надежнее яхта будет стоять на большой глубине. 50 метров — это минимум, лучше 100.
Фендерсы (кранцы) — это надувные резиновые груши, защищающие яхту от царапин на стоянке у пирса. Чем их больше, тем лучше. У меня было 11 штук.
Баки для для воды и дизельного топлива. Чем больше баки, тем больше автономность яхты и экипажа и дальность переходов без контакта с цивилизацией. У меня был бак для дизеля на 100 литров (это давало запас хода примерно на 480км) и два бака для воды по 200 литров каждый (вода техническая для бытовых нужд, хватало недели на 3-4). Питьевую воду мы обычно запасали пластиковыми 5литровыми бутылками.
Ящик медикаментов и медицинских инструментов, включая скальпели, иглы и шовный материал. Лучше везти все из России: так дешевле, да и инструкции на русском языке. Самой востребованной частью нашей аптечки оказалась мазь «Левомеколь», средство от повреждений кожи. Из тридцати тюбиков к концу путешествия осталось два.
Ящик рыболовной снаряги и две удочки. Подводное ружье, костюмы, маски и ласты. Это то, что кормило нас ежедневно, а стоят они немало.
Какие понадобятся документы
Для кругосветного путешествия нужен обычный действующий загранпаспорт и туристическая страховка. Важно, чтобы она покрывала все регионы и распространялась на хождение на яхтах (Опять таки страховка не обязательна, но лучше ее иметь). Какого-либо паспорта моряка, прав на управление яхтой и специальных разрешений не требуется.
Уточню, что это касается путешествий, которые стартуют не в России. Если купить яхту и начать путешествие, скажем, на Черном море, обязательно придется:
- Окончить специальную школу и сдать экзамены, чтобы получить права на управление яхтой.
- Получить от таможни и пограничников разрешение на выход.
- Получить талон техосмотра на яхту.
Остальной мир обходится без этих трудностей: считается, если человек идет на своей яхте, значит, он имеет на это право. Право собственности на яхту подтверждает договор-купли продажи.
Чтобы вы понимали всю абсурдность ситуации я после завершения кругосветки НЕ ИМЕЛ права прийти в Россию потому, что у меня не было российских прав, у яхты не было техосмотра и т.п.
Я стартанул свое путешествие в Голландии, и поэтому всех этих сложностей избежал. Не рекомендую покупать яхту в России и начинать путешествие тут.
На момент старта у меня была оформлена шенгенская виза — без нее я не смог бы въехать в Евросоюз, чтобы приступить к поискам яхты. Все остальные визы во время путешествия на яхте я получал либо при пересечении границы, либо заранее через интернет.
В моем загране почти нет пустых страниц...Договор купли-продажи яхты. Он оформляется при покупке. Это самый обычный договор, по которому вы купили яхту.
Интересное: Сосед подсказал, как отправиться в кругосветное плавание. Я испытал бурю... Хорошо, что эмоций!.
В некоторых странах яхта не считается каким то серьезным имуществом и бывают случаи когда такой договор рукописно пишут в баре на салфетке. Можно взять за образец универсальный договор американского образца Bill of sale. Его нужно заверить у нотариуса. Я на нотариуса потратил 100 €.Сертификат о регистрации яхты, он же Boat Registration certificate, оформляется уже после покупки яхты, иногда необходима процедура аннулирования прошлой регистрации. Зарегистрировать яхту — то есть поставить ее под флаг какой-либо страны — можно через интернет. Я поставил яхту под флаг американского штата Делавэр (это самый простое и дешевое решение, единственное неудобство это невозможность посещения самих США, потому как у них это незаконно - вот такой парадокс). Регистрация обошлась мне примерно в 300 евро, в стоимость входила срочная доставка сертификата курьером.
Страховка на яхту. Стоимость страховки зависит от региона, страховой компании, размера и цены яхты. По сути это аналог автомобильной страховки ОСАГО: вы страхуетесь от нанесения ущерба другим яхтам. Стоить будет не меньше 300 евро в год.
Я страховку не оформлял, решил сэкономить. Единственный раз, когда меня попросили ее предоставить, был в Турции уже в финале экспедиции. Из-за отсутствия страховки я потерял только время: мы оформляли документы — визы и транзит-лог — на сутки дольше.
По правилам страховку тоже надо оформлять при покупке яхты, но, как я уже говорил, не обязательно.
Судовая роль (транзитлог). Это документы, которые выдаются, когда вы покидаете страну на яхте. Они же служат основанием для въезда в новую страну. Везде они называются по-разному, но в них вносят одинаковую информацию: реквизиты яхты и полный список экипажа. Транзит-лог оформляют бесплатно, но надо заплатить разные пошлины во время въезда в новую страну.
Например так выглядит документ в Турции.Оформление входа и выхода в страны — самое затратное мероприятие в кругосветном плавании. Разброс тарифов в разных странах огромный. Бывало, чиновники на каких-нибудь островах узнавали, что я пришел лишь на пару недель, и говорили: «Иди, не мешай работать, не нужно тебе ничего оформлять». А однажды я потратил почти тысячу евро — именно столько пришлось заплатить на Галапагосских островах за 4 дня.
Я посчитал свои средние затраты на вход/выход из страны — получилось 150-200 евро на страну. Чем медленнее продвигается экспедиция, чем реже яхта пересекает границы, тем меньше у экипажа ежемесячные траты на документы.
Теперь давайте поговорим о расходах, которые будут сопровождать в экспедиции, идем в порядке убывания.
Ремонт яхты
Очень непредсказуемая штука! Тут важно уметь ремонтировать собственными руками. Открываете ютюб, или соответствующие форумы и ищите как починить и сами делаете, а иначе это очень и очень дорого и долго.
Но существует средний прогноз расходов — он равен 10% от стоимости яхты в год. Чем меньше и дешевле яхта, тем меньше будет расходов на ее обслуживание, и наоборот.
Лично я потратил на ремонт яхты в ходе экспедиции — 5000 евро, и это учитывая, что большую часть я ремонтировал своими руками.
Текущий ремонт нельзя запланировать, поломки случаются неожиданно. Поэтому у меня всегда был запас денег на банковских картах. Карты, деньги и ценности лучше прятать в разных укромных местах на лодке.
Однажды сломался двигатель. Первый мастер обманул нас примерно на 750 евро: изобразил, что все починил, а оказалось, что он просто промыл движок и убрал сгоревшее масло. Пришлось платить еще 500 евро другому мастеру. Из-за этого мы на два месяца застряли в Египте, а на якоре там не постоишь — запрещено законом. За стоянку в марине мы заплатили 500 евро, а за буксировку яхты в марину со сломанным двигателем — еще 200 евро. Запланировать эти траты было невозможно.
Стоянки
Цена стоянок различается в разных регионах и напрямую зависит от длины яхты. Цены в маринах часто указывают за 1 фут длины яхты в сутки.
Стоянка может оказаться бесплатной, если встать к причалу ресторана в Турции и там поужинать. А вот стоянка в марине в Монако может обойтись 500 евро в сутки. Учитывая длину моей яхты, среднемировая стоимость стоянки получилась 25 евро в сутки. 90% времени я или плыл, или стоял на якоре — за такую стоянку платить не надо.
В маринах кругосветчики стоят редко: зачем вся эта суета, если можно встать на якорь в соседней укромной тихой бухте, а в марину приезжать на моторной резиновой лодке. Кроме того, якорная стоянка еще и бесплатна. А если встать недалеко от ресторанов или кафе, то на борту еще и интернет бесплатный появится после первого ужина на берегу.
Топливо
На парусной яхте расход горючего минимален. За первый год путешествия я потратил не больше 200 л дизеля на 20 тысяч км пройденного пути, в деньгах это 250 евро. Нехитрые подсчеты показывают, что яхта расходовала 1 литр на 100 км.
Расход топлива зависит от скорости перемещения: если не торопиться и ждать правильного ветра, он будет номинальным — только на вход в марину или на подъем якоря.
Стоимость дизельного топлива в разных регионах может сильно отличаться, поэтому мы заправлялись «под крышку», когда получали доступ к дешевому топливу. Например, в Венесуэле можно было купить тонну дизеля всего за 1 доллар. На палубе у нас было дополнительно 5 канистр по 20 литров для топлива.
В джунглях, лесах и рощах растет много фруктов. В Европе, конечно, с этим посложнее (хотя сады вокруг разных руин во множестве содержат гранат и апельсин), но в южных широтах разнообразие поражает. А главное они бесплатны. Поэтому на осмотр достопримечательностей мы всегда отправлялись с рюкзаком, дополнительной сумкой, веревкой и ножом.
Воду в большинстве случаев можно набрать бесплатно в маринах. На Тихоокеанских островах мы набирали чистейшую питьевую воду канистрами прямо из реки. А в азиатских странах уже приходилось платить за не самую лучшую по качеству воду по 2-4 евро за кубометр.
Главный лайфхак разнообразного питания в путешествии — это бартер. Я делал так: час охотился на рыбу на прекрасном коралловом рифе, наслаждался плаванием, а потом отправлялся к туристам на соседние яхты. Важно не продавать им рыбу и не просить что-то конкретное, а просто предлагать поменяться на то, что не жалко.
Обмен всегда был в мою пользу: рыба мне ничего не стоила, а я за нее получал продукты и алкоголь. Мы очень радовались, когда на Кубе за большую связку рыбы нам отсыпали полведра картошки. На Кубе картошка — дефицит и стоит на рынке 5 $ за килограмм. Эту сделку я до сих пор считаю самой крутой за всю экспедицию.
Это Наполеон вкуснейшая рифовая рыба в Тихом океане. Весьма многочисленна и очень умна.Лобстеры - частые гости мелководных рифов.Что по бытовым расходам?
Как ни странно, жизнь на яхте оказалось одним из самых дешевых способов путешествовать. Я не платил за жилье и билеты на самолеты, автобусы и поезда. Для этого, правда, понадобилось купить саму яхту.
Стоимость яхты я не учитываю так как я ее продал за теже деньги, что и купил.
Большая часть еды — вкусной, полезной и экологически чистой — доставалась бесплатно: я рыбачил и собирал фрукты, что-то выменивал у туристов. Вот пример моего обеда: огромный свежевыловленный лобстер, ром, который я получил от туристов в обмен на другого лобстера, кокосовое молоко, фрукты на десерт. В России все стоило бы больше 10 тысяч рублей, а я не заплатил ни копейки — это просто дары природы.
Еда и вода
На камбузе (кухне) у меня была кухня с плитой, холодильником и ящики с запасом продуктов. Поэтому стоимость питания во время путешествия не особо отличалась от стоимости обычной потребительской корзины с поправкой на локальные цены. С этой точки зрения яхта — очень экономный способ передвижения.
На самом деле я тратил еще меньше денег благодаря рыбе, лобстерам, крабам, которых ловил. Рыбы в океане гигантское количество, она всегда свежая и разная на вкус. И, главное, это бесплатно. Подводная охота не требует лицензий и разрешений, хотя в некоторых странах и запрещена. Например, на Мальдивах за подводную охоту можно получить 7 лет тюрьмы. Но это скорее исключение, чем правило.
Я начал свое путешествие один в небольшой марине недалеко от Амстердама в Нидерландах, но уже в Африке ко мне в качестве старшего помощника присоединилась моя подруга Екатерина. Весь дальнейший путь мы проделали вместе. Два члена экипажа — самый распространенный формат для долгих путешествий. Это может быть пара или друзья, которые решили покорить океанские просторы.
Путешествовать на яхте вдвоем выгоднее. Если плыть в одиночку, все расходы на ремонт, стоянки и оформление документов лягут на одного человека. Поэтому сэкономить не получится.
Такие гиганты встречаются крайне редко.Если посчитать все траты, включая ремонт, документальное оформление на границах, стоянки, продукты, музеи, достопримечательности и горючее, а затем равномерно распределить по времени, то средний месячный расход на двоих составил 90 тысяч рублей в месяц. Это немаленькие деньги, и их надо было где-то брать. А с другой стороны это среднемесячный расход на жизнь в Москве. И когда это понимаешь, то мозг не верит в это )))) Разве может жизнь в кругосветке стоить столько же сколько обычная жизнь?!
Дополнительный доход приносили туристы, которые приезжали ко мне на яхту. Стоимость недельного пребывания туристов на яхте была в среднем 15 тысяч рублей без учета питания. Для рекламы я вел блог, публиковал статьи, фотографии и видеоролики на Ютубе. Но это был нерегулярный заработок: мы были далеко от цивилизации, и добираться до нас оказалось слишком дорого. За все время поездки доход от туристов составил около 300 тысяч рублей.
Изначально я планировал привлечь спонсорскую помощь и рекламу, но надежды не оправдались: государству это не нужно, а коммерческим структурам я не мог предоставить огромные охваты аудитории - ведь у меня не реалити шоу на ТВ...
Можно работать удаленно, но, честно говоря, мне было очень лениво это делать. Мы либо уставали в переходах, либо уставали, бегая по достопримечательностям. Когда на одной чаше весов лежит желание осмотреть новый водопад и вулкан, а на другой — возможность поработать, для меня выбор очевиден. Однако если никуда не торопиться, то получится и поработать. Есть все условия: и время, и интернет.
Мне кажется, если идти хотя бы в два раза медленнее, то затраты упадут примерно на 30%. А если просто жить на яхте и плавать только по Карибским островам, где самый благоприятный климат, рыбачить и собирать фрукты — то можно и вообще ничего не покупать, кроме топлива. Я даже проводил двухнедельный эксперимент, когда мы жили за счет добывания подножного корма ))) - в результате мы еще и в прибыли были!.
Что путешествие дало мне
Кругосветка на яхте позволила мне погрузиться в культуру разных стран. Я общался не с персоналом гостиниц и гидами, а с местными яхтсменами, слесарями, охранниками, — самыми обычными людьми, для которых я был такой же диковинкой, как и они для меня.
Меня приглашали в гости и на семейные праздники, возили по необычным местам просто потому, что им это было интересно. А я ел домашнюю еду, разглядывал красоты с тех ракурсов, с которых их видели местные, узнавал многое о культуре, традициях и повседневной жизни людей в разных странах.
В Марокко мы попали на празднование исламского праздника Курбан-Байрама в компанию настоящих берберов. И их способ отмечать его не имеет ничего общего с тем, что у нас в стране. Это красочный фестиваль, на который собирается весь город. Люди надевают костюмы, устраивают шествия, готовят вкуснейшую еду.
Явное нарушение техники безопасности... НО такая свобода!!!А еще путешествие на яхте — это свобода. В любой момент я мог поменять вид из окна, соседей и даже страну. Я ставил яхту на якорь в понравившемся месте, брал в аренду машину или садился на местный автобус — и отправлялся исследовать отдаленные участки разных стран. Я не был ограничен временными рамками туристической путевки, сроками и расписаниями, а проводил в стране столько времени, сколько хотел.
Мои достижения за время кругосветной экспедиции:
- Посетил 46 стран. Обошел всю планету.
- Научился ходить под парусами, чинить дизельные двигатели и электрические системы. Понял, что человек может научиться всему.
- Побывал в 50 штормах. Два раза сидел на мели. Отбивался от рыбаков, которые вымогали деньги и пытались сжечь мою яхту.
- Взял на борт 30 туристов.
- Выловил тонну рыбы и лобстеров. Собрал больше тысячи кокосов.
- Написал книгу — пошаговое руководство «Учебник яхтенного кругосветчика, или офисный планктон уходит в океан».
- Обрел гармонию с миром. Успокоился и стал абсолютно счастливым человеком.
Как финал всей моей истории я написал книгу на 600 страниц, где упаковал все свои знания и умения о том, как пройти кругосветку на своей яхте максимально безопасно, комфортно и экономно. (можно сэкономить процентов 40 своих затрат это точно). Все это разбавил историями своих приключений, описанием стран, перестрелками с пиратами и спасением от акул… Несколько глав я открыл к прочтению. Прочитать их можно тут: КапитанМакс.рф
Интересное еще здесь: Путешествия.
Как я купил парусную яхту и отправился в кругосветное плавание.