Как я купил парусную яхту и отправился в кругосветное плавание

{ "title": "От офисного планктона до капитана: мой путь в кругосветное плавание на парусной яхте", "body": "Вот мы и финишировали в Мармарисе после трёх с половиной лет пути.

— Начинал я, не имея ни малейшего опыта в морском деле

— За это время я посетил 46 стран, преодолел 70 000 километров и провёл в плавании 3,5 года

— На моём пути были шторма, встречи с пиратами и необитаемые острова...

Как во мне созрело решение отправиться в кругосветку

С детства я зачитывался приключенческой литературой. «Таинственный остров» Жюля Верна, «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо, увлекательные книги о природе Джеральда Даррелла — всё это будоражило моё воображение. Но даже в самые смелые свои мечты я не мог поверить, что когда-нибудь сам окажусь в роли такого героя!

Всё изменилось накануне Нового 2014 года. На тот момент я был типичным московским менеджером в сфере интернет-маркетинга, жил с прекрасной женой в ипотечной квартире, вёл вполне обычный образ жизни: два отпуска в год, спортзал, встречи с друзьями по выходным. И вдруг мне приснился необычайно яркий сон: будто мне срочно необходимо отправиться в кругосветное путешествие, и непременно на яхте. Идея казалась абсолютно безумной: я никогда не поднимал ничего тяжелее компьютерной мыши, совершенно не разбирался в яхтах, у меня не было пассивного дохода, зато имелись кредиты и даже морская болезнь.

Будучи по профессии маркетологом и аналитиком, я подошёл к вопросу основательно и начал изучать информацию — книги, специализированные форумы, соцсети. И с удивлением выяснил, что кругосветное плавание на парусной яхте — явление в мире довольно обыденное. Ежегодно десятки яхт отправляются в подобные путешествия по всему свету. По всему, кроме России... У нас это считается чем-то экстраординарным, уделом «избранных», а уж тех, кто отважился на кругосветку без первоначальных знаний и опыта, и вовсе не было!

Тогда я и решил доказать, что самый обычный офисный работник способен встать из-за рабочего стола, закрыть ноутбук, уволиться и отправиться в собственную кругосветную экспедицию!

Опираясь на свой опыт, могу сказать, что для успешного кругосветного плавания необходимо решить несколько ключевых задач:

  1. Оформление всех необходимых документов.
  2. Приобретение знаний и практических навыков.
  3. Покупка подходящей яхты.
  4. Обеспечение финансов на текущие расходы.

Именно в такой последовательности я и начал готовиться к своему грандиозному путешествию. С момента возникновения идеи до дня отплытия прошло всего полгода. Большую часть этого времени я потратил не на обучение, а на завершение всех «земных дел»: развод, продажу квартиры, погашение кредитов.

Хронология моей подготовки выглядела так:

  • ноябрь 2013 — в мою голову пришла эта сумасшедшая идея;
  • февраль 2014 — я уволился с работы и развёлся;
  • март 2014 — уехал в Турцию на двухнедельные курсы по яхтингу;
  • май 2014 — продал квартиру, закрыл все долги, собрал чемодан и улетел на поиски яхты;
  • июнь 2014 — приобрёл яхту в Нидерландах;
  • июль 2014 — завершил подготовку судна и отправился в экспедицию;
  • август 2017 — финишировал в турецком Мармарисе.
До Маркизских островов уже рукой подать!

Мой путь к умению управлять яхтой

Теоретически, для выхода в море достаточно самостоятельного изучения основ. Однако я всё же настоятельно рекомендую пройти обучение в яхтенной школе. Во время практических занятий вы будете биться о пирс и рвать паруса не на своей яхте, а на учебной — конечно, я немного утрирую, но получать первый опыт лучше под присмотром опытного наставника. Это сэкономит и время, и деньги в будущем.

Многие школы предлагают стандартный двухнедельный курс на звание шкипера прибрежного плавания. Две недели обучения с практикой на Средиземном море обойдутся примерно в 1200–1500 €. Теоретическую часть можно освоить в Москве за 25 000 рублей, а многие школы и вовсе включают её в стоимость практики. Но для получения реальных навыков всё равно придётся выезжать к морю.

Я проходил обучение в яхтенной школе в Мармарисе (Турция). Практика заняла две недели: за это время я избавился от страхов, научился швартовать яхту, приобрёл бесценный опыт и получил права международного образца. За обучение я не заплатил ни копейки, потому что владелец школы — Глеб Семеренко (школа Sailingtime) — проникся идеей моей кругосветки и занимался со мной с особым энтузиазмом. Я бесконечно благодарен ему как первому человеку, который не просто поддержал мои планы на словах, а реально помог и направил в нужное русло!

Сразу отмечу важный момент: яхтенные права необходимы в основном при аренде судна. Если у вас своя яхта, они не обязательны. Да-да, вы не ослышались! На собственном судне можно обойтись без формальных прав.

Вот так я решал теоретические задачи по движению яхты во время гонок)Торжественное вручение дипломов.Мой первый раз за штурвалом!Так выглядят яхтенные права. Я уже обновил их, так как предыдущие устарели.

В интернете можно найти сотни книг и видеокурсов, позволяющих освоить теорию парусного дела.

Для формирования базовых знаний я рекомендую следующую подборку:

  1. Посмотреть видеоуроки по яхтингу на сайте Sailing Time.
  2. Изучить и запомнить «Правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72)».
  3. Прочитать книги «Океанское и прибрежное плавание под парусом. Международные маршруты крейсерских яхт» Рода Хейкеля и «Тактику штормования» Ларри Парди.
  4. Ознакомиться с моей книгой «Учебник яхтенного кругосветчика, или офисный планктон уходит в океан» на сайте КапитанМакс.рф.

Помимо управления яхтой, для дальних странствий крайне полезны следующие навыки:

  1. Управление резиновой лодкой (тузиком или динги).
  2. Навигация (даже с современными электронными приборами нужно уметь с ними работать).
  3. Ремонт (пошив) парусов, а также дизельных и малых бензиновых двигателей — подвесных моторов и генераторов.
  4. Работа с полиэфирными смолами для ремонта пластиковых конструкций.
  5. Ремонт, тестирование и установка электронного навигационного и генерирующего оборудования.
  6. Рыбалка и подводная охота.
  7. Приготовление пищи.
  8. Знание английского языка (у меня был лишь базовый школьный уровень).
  9. Умение вести переговоры и торговаться (а вот в этом я был силён).

Ремонт яхты можно доверить профессионалам, но это дорого. Если бюджет позволяет, лучше нанять мастеров, но при этом не бездельничать, а внимательно наблюдать за их работой, записывая все тонкости в блокнот или на видео. Стоит знать, что если в объявлении о поиске мастера добавить слово «яхта», цена работ мгновенно вырастет в разы. Например, за покраску днища лодки у меня запросили 120 тысяч рублей. Я сделал это сам, потратившись только на специальную краску. Всё обошлось в 30 тысяч, хотя назвать неделю изнурительного труда на жаре удовольствием язык не поворачивается.)))

Я скачивал из интернета книги и видеоинструкции, изучал их и, преодолевая страх что-то сломать, просто брался за дело. До путешествия я почти ничего не умел из этого списка, но всему научился в процессе. Да, многое не получалось с первого раза, да, я многое испортил по неопытности, но со временем пришли понимание и сноровка, и я стал в этих вопросах настоящим профессионалом.

История покупки моей яхты

Перед покупкой яхты я чётко определил для себя сумму, которую готов был потратить. Из неё я сразу вычел 30% — эти деньги точно понадобятся на подготовку и доработку судна. И уже в рамках оставшегося бюджета начал поиск, не позволяя себе соблазняться более дорогими моделями.

После продажи квартиры, погашения кредитов и развода у меня осталось 35 000 евро. Соответственно, на саму яхту я выделил 25 000 евро.

Существует несколько способов поиска и покупки яхты. Первый — взять в аренду машину или мотоцикл и методично объезжать все яхтенные марины, изучать доски объявлений, общаться с персоналом и местными яхтсменами. Так можно найти самый выгодный вариант, но времени и сил на это уходит немало.

Второй вариант — искать яхты на специализированных интернет-площадках. Это проще, но цены там обычно выше.

Третий вариант — взять с собой разбирающегося человека. С ним вы сэкономите время и сделаете более осознанный выбор.

Популярные площадки по продаже яхт в интернете:

yachtall.com,

theyachtmarket.com,

ebay.com,

boat24.com

Около месяца я колесил по побережью Италии и Хорватии, а затем отправился в Голландию — именно там и нашёл свою яхту. Она обошлась мне в запланированные 25 000 евро. Я назвал её «Гагарин» и поднял под левой краспицей на мачте советский флаг. Гагарин был первым человеком в космосе, а я стал первым русским «офисным планктоном», отважившимся на океан.

После завершения экспедиции я продал яхту за 35 000 евро — это как раз первоначальная цена в 25 000 плюс 10 000 евро, которые я вложил в её дооборудование. Поиск покупателя занял около четырёх месяцев, и я решил немного снизить цену, чтобы продать быстрее.

«Гагарин» благодаря своей конструкции и планировке кают идеально подходил для дальних экспедиций, но был не очень удобен для чартерных прогулок вдоль берега: у него был небольшой кокпит, один туалет и две каюты. Поэтому мне нужно было найти либо такого же путешественника, как я, либо пойти на уступки в цене. Я выбрал второй путь.

Кают-компания — главное место отдыха в пасмурную погоду.Рабочее место шкипера. Слева — холодильник.Гальюн — совмещённый туалет и душ.Боковые койки (шконки).Капитанская каюта.

На ремонт и подготовку яхты к кругосветке я потратил запланированные 10 000 евро

Критерии выбора яхты для дальнего плавания

Выбор яхты — самый ответственный этап подготовки экспедиции. От него зависят не только ваша безопасность, но и комфорт, и даже атмосфера внутри экипажа.

Моей яхте на момент покупки было уже больше 30 лет (1985 года выпуска). Считается, что в те годы пластик для корпусов был самым надёжным — качественным и толстым (тогда не было технологий для штамповки «картонных» лодок, и проблемы решались увеличением толщины).

Длина яхты составляла 10,5 метров. Именно на судах такого размера не раз совершались кругосветные плавания (большинство кругосветок пройдено на яхтах подобной длины). Это идеальное соотношение цены, качества жизни и сложности управления. Моя яхта была рассчитана на проживание 6 человек (именно столько на ней было коек), но для дальних переходов оптимальным экипажем были 4 человека.

Состояние корпуса — это главное. У моей яхты ниже ватерлинии был нанесён эпоксидный протектор (спасибо прошлому владельцу). Он обеспечивал дополнительную защиту от проникновения влаги внутрь корпуса, а значит, предотвращал возникновение осмоса — процесса разрушения внутренней структуры из-за попадания воды между слоями пластика.

Второй по важности и стоимости параметр — состояние двигателя. На моей яхте был установлен экономичный двигатель Volvo Penta MD11C мощностью 28 л.с. Средний расход топлива составлял 1,2 литра в час. Практика показала, что для такой яхты этой мощности маловато — в условиях сильных течений, встречной волны и т.п. 28 «лошадок» было явно недостаточно, поэтому мой совет — ориентируйтесь на двигатель мощностью около 40 л.с.

Паруса. Важно их количество и качество. У меня было три полных комплекта парусов, но даже этого оказалось мало: после месяца ежедневных штормов в Индонезии мы добрались до порта под единственным уцелевшим штормовым парусом. В ремонтном комплекте обязательно должны быть нитки с защитой от ультрафиолета, куски парусины, специальный парусный скотч. Обычные нитки под солнцем разрушаются за несколько месяцев, и парус просто расползается по швам. В начале пути, по неопытности, я так испортил нашу геную (передний парус) — оставил его скрученным под палящим солнцем, и он начал рассыпаться и рваться в руках...

Ветровой автопилот — очень важный и дорогой прибор, стоит в среднем 3–7 тысяч евро. Без него будет тяжело: он управляет яхтой вместо капитана 90% времени. На «Гагарин» я установил подержанный ветровой автопилот Aries.

Высота салона в районе камбуза и штурманского стола. Высота потолков критически важна в длительном плавании. Мыть посуду, готовить и передвигаться в полусогнутом состоянии — сомнительное удовольствие. У меня высота потолков была 2,1 метра.

Запасные верёвки для фалов и шкотов (для управления парусами). Это дорогой расходный материал (от 5 евро за метр), а нужно десятки метров. Купить их лучше заранее, так как яхтенные магазины есть не везде.

Энергообеспеченность яхты — чем мощнее солнечные панели и больше ёмкость аккумуляторов, тем выше ваша автономность, безопасность и комфорт. У меня было три аккумулятора общей ёмкостью 250 ампер-часов, четыре солнечные панели общей мощностью 380 Вт, контроллер панелей и делитель зарядки. Этого хватало на питание холодильника, трёх iPad и электрического автопилота. Также у меня был бензогенератор — он обеспечивал электроэнергией в случае поломки штатных генераторов, в пасмурную погоду или когда хотелось посмотреть фильм на ноутбуке)))

Резиновая лодка (динги или тузик). У меня была лодка Highfield длиной 2,4 метра с алюминиевым дном и двигателем Suzuki df6 мощностью 6 л.с. Она выдерживала полтонны груза и позволяла безопасно заходить на берег, не боясь порезать её о кораллы.

Спасательное оборудование. К нему относятся плот, жилеты, ящик со спасательной пиротехникой: дымами, фальшфейерами, ракетницами, горном. В идеале всё это никогда не пригодится, но должно быть на борту. Желательно, чтобы дата обслуживания оборудования не была просрочена. Сертифицированное обслуживание спасательного снаряжения стоит около 50 тысяч рублей и может занять много времени, так как специалисты встречаются нечасто.

Радиостанция VHF — прибор для связи с наземными службами и другими судами. Лучше иметь дополнительную ручную радиостанцию — это упростит общение с портовыми службами при заходе в порт.

Якоря. У меня было два якоря весом 15 и 20 кг и 80 метров цепи. Необходимый вес якоря зависит от размера лодки — чем она больше, тем тяжелее должен быть якорь и толще цепь. А чем длиннее цепь, тем надёжнее яхта будет стоять на большой глубине. 50 метров — это минимум, лучше 100.

Фендеры (кранцы) — надувные резиновые буфера, защищающие яхту от повреждений у пирса. Чем их больше, тем лучше. У меня было 11 штук.

Баки для воды и дизельного топлива. Чем больше баки, тем выше автономность яхты и экипажа, тем дальше можно уйти без контакта с цивилизацией. У меня был бак для дизеля на 100 литров (запас хода около 480 км) и два бака для технической воды по 200 литров каждый (хватало на 3–4 недели). Питьевую воду мы запасали в пластиковых 5-литровых бутылках.

Ящик с медикаментами и медицинскими инструментами, включая скальпели, иглы и шовный материал. Лучше везти всё из России: и дешевле, и инструкции на русском. Самой востребованной частью нашей аптечки оказалась мазь «Левомеколь» для лечения повреждений кожи. Из тридцати тюбиков к концу путешествия осталось всего два.

Ящик с рыболовными снастями и две удочки. Подводное ружьё, костюмы, маски и ласты. Всё это кормило нас ежедневно, а стоит такое снаряжение немало.

Какие документы необходимы для кругосветного плавания

Для кругосветного путешествия нужен обычный действующий загранпаспорт и туристическая страховка. Важно, чтобы она покрывала все регионы и распространялась на пребывание на яхтах (страховка, опять же, не обязательна, но лучше её иметь). Никакого паспорта моряка, прав на управление яхтой или специальных разрешений не требуется.

Уточню, что это касается путешествий, которые начинаются не в России. Если купить яхту и стартовать, скажем, с Чёрного моря, придётся обязательно:

  1. Окончить специальную школу и сдать экзамены для получения прав на управление яхтой.
  2. Получить от таможни и пограничников разрешение на выход.
  3. Пройти техосмотр яхты и получить соответствующий талон.

В остальном мире этих сложностей нет: считается, что если человек идёт на своей яхте, значит, он имеет на это право. Право собственности подтверждается договором купли-продажи.

Чтобы вы понимали всю абсурдность ситуации: после завершения кругосветки я НЕ ИМЕЛ права зайти в Россию, потому что у меня не было российских прав, у яхты не было техосмотра и т.п.

Я начал своё путешествие в Голландии и избежал всех этих бюрократических препон. Не рекомендую покупать яхту в России и начинать путешествие оттуда.

На момент старта у меня была шенгенская виза — без неё я не смог бы въехать в Евросоюз для поисков яхты. Все остальные визы во время путешествия я получал либо при пересечении границы, либо заранее через интернет.

В моём загранпаспорте почти не осталось пустых страниц...

Договор купли-продажи яхты. Оформляется при покупке. Это стандартный договор.

Интересное: Сосед подсказал, как отправиться в кругосветное плавание. Я испытал бурю... Хорошо, что эмоций!.

В некоторых странах яхта не считается серьёзным имуществом, и бывают случаи, когда такой договор пишут от руки в баре на салфетке. Можно взять за образец универсальный договор американского образца Bill of sale. Его нужно заверить у нотариуса. Я потратил на нотариуса 100 €.

Сертификат о регистрации яхты (Boat Registration certificate) оформляется после покупки, иногда требуется аннулировать прошлую регистрацию. Зарегистрировать яхту (поставить под флаг какой-либо страны) можно через интернет. Я поставил яхту под флаг американского штата Делавэр (это самое простое и дешёвое решение, единственное неудобство — невозможность посещения самих США, потому что у них это незаконно — вот такой парадокс). Регистрация обошлась мне примерно в 300 евро, включая срочную доставку сертификата курьером.

Страховка на яхту. Её стоимость зависит от региона, страховой компании, размера и цены яхты. По сути, это аналог автомобильного ОСАГО: вы страхуетесь от причинения ущерба другим яхтам. Стоить будет не меньше 300 евро в год.

Я страховку не оформлял, решив сэкономить. Единственный раз, когда меня попросили её предоставить, был в Турции уже в конце экспедиции. Из-за отсутствия страховки я потерял только время: оформление документов — виз и транзит-лога — заняло на сутки дольше.

По правилам страховку тоже надо оформлять при покупке яхты, но, как я уже говорил, это не обязательно.

Судовая роль (транзитлог). Это документы, которые выдаются при выходе из страны на яхте. Они же служат основанием для въезда в новую страну. Названия могут различаться, но информация в них вносится одинаковая: реквизиты яхты и полный список экипажа. Транзит-лог оформляют бесплатно, но при въезде в новую страну обычно приходится платить различные пошлины.

Вот так, например, выглядит такой документ в Турции.

Оформление входа и выхода в страны — самое затратное мероприятие в кругосветном плавании. Разброс тарифов в разных странах огромный. Бывало, чиновники на каких-нибудь островах, узнав, что я пришёл лишь на пару недель, говорили: «Иди, не мешай работать, ничего оформлять не нужно». А однажды я потратил почти тысячу евро — именно столько пришлось заплатить за 4 дня пребывания на Галапагосских островах.

В среднем мои затраты на вход/выход из страны составляли 150–200 евро. Чем медленнее движется экспедиция и чем реже пересекаются границы, тем меньше ежемесячные траты на документы.

Теперь давайте поговорим о расходах, которые будут сопровождать вас в экспедиции, в порядке убывания.

Расходы на ремонт яхты

Очень непредсказуемая статья расходов! Здесь важно уметь ремонтировать всё своими руками. Открываете YouTube или соответствующие форумы, ищете инструкцию и делаете сами, иначе это выйдет очень дорого и долго.

Но существует средний прогноз расходов — примерно 10% от стоимости яхты в год. Чем меньше и дешевле яхта, тем меньше будет затрат на её обслуживание, и наоборот.

Лично я потратил на ремонт яхты в ходе экспедиции 5000 евро, и это с учётом того, что большую часть работ выполнял самостоятельно.

Текущий ремонт нельзя запланировать, поломки случаются неожиданно. Поэтому у меня всегда был запас денег на банковских картах. Карты, деньги и ценности лучше прятать в разных укромных местах на лодке.

Однажды сломался двигатель. Первый мастер обманул нас примерно на 750 евро: сделал вид, что всё починил, а на самом деле просто промыл двигатель и убрал сгоревшее масло. Пришлось платить ещё 500 евро другому мастеру. Из-за этого мы на два месяца застряли в Египте, а стоять на якоре там запрещено законом. За стоянку в марине мы заплатили 500 евро, а за буксировку яхты в марину со сломанным двигателем — ещё 200 евро. Запланировать эти траты было невозможно.

Затраты на стоянки

Цена стоянок сильно различается в разных регионах и напрямую зависит от длины яхты. В маринах цены часто указывают за 1 фут длины яхты в сутки.

Стоянка может быть бесплатной, если встать к причалу ресторана в Турции и там поужинать. А вот стоянка в марине в Монако может обойтись в 500 евро в сутки. Учитывая длину моей яхты, среднемировая стоимость стоянки составила около 25 евро в сутки. 90% времени я либо плыл, либо стоял на якоре — а за такую стоянку платить не нужно.

Кругосветчики редко стоят в маринах: зачем вся эта суета, если можно встать на якорь в укромной тихой бухте по соседству, а в марину приезжать на моторной лодке. К тому же якорная стоянка бесплатна. А если встать недалеко от ресторанов или кафе, то после первого ужина на берегу на борту появится и бесплатный интернет.

Расходы на топливо

На парусной яхте расход горючего минимален. За первый год путешествия я потратил не больше 200 литров дизеля на 20 тысяч км пройденного пути, в деньгах это около 250 евро. Нехитрые подсчёты показывают, что яхта расходовала примерно 1 литр на 100 км.

Расход топлива зависит от скорости перемещения: если не торопиться и ждать попутного ветра, он будет номинальным — только на вход в марину или подъ