Дорога в Дармсалу.
Автобус до Дера Дуна не так долго мучил нас, как мы привыкли. После обеда я уже выгружал рюкзаки, а моя спутница выясняла, каким образом нам двигаться дальше.
При пересадках всегда возникали вынужденные заминки. Не везде индусы говорили хоть на каком-нибудь английском, поэтому получение нужной информации требовало некоторого времени и, что чаще всего, терпения. После нескольких неудачных попыток получить ответ, нам всё-таки встретился человек, сносно говорящий по-английски. Его совет был: нанять такси или рикшу и ехать в тибетское поселение рядом с городом. Оттуда, якобы, ходит специальный автобус до Дармсалы.
Зная по опыту, что в любую точку местного значения можно добраться на общественном транспорте, и что более дорогой сервис в Индии не всегда гарантирует желаемого результата, мы не стали спешить тратиться на такси и рикшу, а, увидев невдалеке пожилую тибетку с внуками, обратились к ней.
Через десять минут мы уже ехали в привычном нам огроменном busе с новыми провожатыми и вместе же с ними вышли на остановке за городом.
Я бы назвал это выездом в поля, а точнее в никуда. Несколько неказистых кирпичных построек и металлическая арка с надписью на хинди были не в счет. Тибетка перешла шоссе и, махнув нам рукой, указала на дорогу, ведущую под арку.
Удивительно, но факт, за выжженными солнцем кустарником и деревьями, непосредственно за аркой укрывался большой поселок, которого я не заметил. И это не была какая-нибудь там спец маскировка. Просто вездесущая пыль и палящие лучи раскрасили крыши и стены домов в желто-грязный тон, заставив целый жилой район слиться с окружающим пустынным пейзажем.
Не успели мы сделать и двух шагов в глубь самого поселка, как нас перехватил в годах, но очень жизнерадостный и шустрый дедушка. Он дал нам исчерпывающую информацию по всем интересующим нас вопросам, потому что, как оказалось, был главой единственного в этом месте тур агентства. Теперь мы были осведомлены о времени, условиях и самой поездке в Дармсалу на пять с плюсом. Всё складывалось хорошо, но когда гид объявил цену за билет, мы слегка обомлели. Так дорого не просили нигде. Однако бойкий пожилой коммерсант заверил, что автобус будет не такой, к каким мы привыкли, а сверх комфортабельным.
И… не обманул.
Дорожный монстр был внушительных размеров и едва умещался на центральной улочке тибетской деревни. Шикарные откидывающиеся кресла с подлокотниками и подставкой для головы были шире тех, к которым мы привыкли, а расстояние между ними были мечтой, которую я лелеял с той самой поры, как познал индийские автобусы. К тому же нижняя часть этого непередаваемого роскошества была дополнена удобной выдвигающейся ступенькой для ног. О возможности передвигаться в таких условиях, мы и не помышляли.
Солидный индус представился кондуктором. Всем своим видом он соответствовал уровню машины, одежда, выправка. Когда вдобавок ко всему он взял с нас меньшую плату за проезд, чем мы ожидали, я и моя спутница сразу и безоговорочно влюбились в него.
Выйдя от тибетцев, полупустой автобус по дороге заехал на центральную городскую автостанцию. Оказывается мы могли преспокойно дождаться его там не выезжая из города. Но, видя, как за пятнадцать минут салон набился до отказа, не пожалели, что заняли места заранее.
Люди спокойно рассаживались, пока один молодой тибетец не начал громко протестовать. Он показывал свой билет и яростно возражал против прохода на последний ряд кресел, куда его направил кондуктор. Видно при покупки билета он просил другие места. Пассажиры с интересом наблюдали за нарастающим конфликтом… и мы тоже.
Бунтующий тибетец это нонсенс.
У меня почему-то возникла ассоциация с чернокожим американцем, отстаивающим свои права в каком-то голливудском фильме.
Как по сценарию, возмутитель спокойствия распалялся все больше и больше. Гневно понося всех и вся, в пылу негодования он перешёл на личность кондуктора. Последний оставался предельно тактичен, но когда речь сквернослова вышла за всякие границы дозволенного, кондуктор, преисполненный непоколебимого достоинства, строго и бескомпромиссно осёк молодого человека, сказав ему, что если тот не прекратит безобразие, то он вернёт ему деньги за билет и высадит. По всему было видно, что кондуктор не шутил.
В своей намерении осуществить сказанное билетер был настолько убедителен, что разгневанный пассажир в мгновение ока успокоился и безропотно занял место в конце салона. Я был восхищён выдержкой представителя перевозчика и в какой-то момент чуть ли не зааплодировал ему.
Так, во второй раз в Индии мы столкнулись с проявлением агрессии, и от кого, от тибетца.
Дальше всё пошло как обычно. Автобус тронулся.
Обратите внимание: Сколько мы потратили на наше двухнедельное путешествие в Паттайю. Делюсь бюджетом поездки.
Пассажиры занялись своими делами: ели, пили, проверяли вещи, запиханные под сидения, только теперь, если кого-нибудь из них кондуктор просил не бросать очистки от апельсинов на пол или не плевать в проход, они быстрее и послушнее реагировали на предупреждения.Мягкие кресла, которым мы были несказанно рады, при движении пружинили убаюкивающе и, в сравнении с прошлыми, позволяли расслабиться. Не прошло и пяти минут, как моя спутница провалилась в глубокий сон, компенсируя тем самым ночной недосып. Я же, скрестив ноги, наблюдал проносящуюся за окном жизнь индийской провинции.
Уже достаточно стемнело, когда вид на улице стал непредсказуемо меняться. Для начала из поля зрения исчезли, хаотично шныряющие рикши. Потом пропали бесцельно гуляющие повсюду коровы. На обочине дороги поубавилось, а потом и вовсе как будто испарились, мусорные кучи, и!.. появились тротуары! Чего-чего, а такой перемены от индийских градостроителей я никак не ожидал.
И когда все это случилось, передо мной предстало потрясающее зрелище. Из махрового средневековья мы въехали в современный европейский город, со стеклянными от пола до потолка витринами магазинов, с домами, выкрашенными яркой, не облупившейся от южного солнца краской. Прямыми дорогами и перекрестками, и, о чудо! со светофорами на них. Не менее поразительным было ещё и то, что на красный свет машины останавливались, а на зелёный – ехали. Поверьте, такое в Индии тоже не всегда увидишь.
Оазис в пустыне произвёл бы меньший фурор среди бредущих несколько дней без воды бедуинов, чем увиденные мною неправдоподобные перемены в заоконном пейзаже.
Воистину Индия непредсказуема.
Чудо длилось достаточно долго, но и ему пришел конец. Так же незаметно мы выехали за пределы сказочной зоны, и через какое-то время за окном опять замелькали маленькие индийские поселения, а вместе с ними вернулись коровы, грязь на извилистых улицах и весь остальной колорит, свойственный этой прекрасной стране.
Позже я прочитал у Ошо, что мэр того чудо-города был его другом и, чтобы сохранить достойный порядок вверенном ему конгломерате, попросил Раджниша помочь.
Оказывается, что общепринятая в мире свобода вероисповедания в Индии соблюдалась и соблюдается с особой тщательностью. Так любой увидев божественное проявление в каком-нибудь месте, мог организовать там своеобразный алтарь с подношениями, и никто, НИКТО!!! не смел помешать ему. Учитывая, что большинство индусов проводят жизнь на улице встречи со Всевышним и прочие озарения происходят именно там. Стихийно образовавшуюся святыню начинают объезжать машины, потому что никто, НИКТО!!! не смеет ее даже отодвинуть. При таких обстоятельствах, дороги и жилые здания приходится строить в объезд и в обход богоявленного места.
О! как боятся божьей кары.
Так вот, мэр города и друг Бхагавана, проезжая по улицам вверенного ему мегаполиса и находя спонтанные зачатки мест богопоклонения индуистского свойства, просил Раджниша, убирать их, мотивируя это тем, что тот находился вне религии и потому за это ему все равно ничего не будет и его не покарает божья кара.
Со своей стороны, если это были места с мусульманским уклоном, он справлялся собственными силами. Какое дело индуисту до магометян. Такая хитрость спасла город от хаоса и позволила разумно планировать и обустраивать много миллионное поселение.
Чудо-город был далеко позади, и большинство пассажиров уже спали, когда я только начал погружаться в приятную дремоту, радуясь тому, как на этот раз повезло с автобусом.
Всё и в самом деле складывалось нереально хорошо, и как было бы замечательно, если бы оно так продолжалось и дальше, но не тут-то было. На очередной ухабине автобус так сильно качнуло, что он правым боком облокотился на встречную фуру. Стекло одного из пассажирских окон с треском вылетело, усыпав проход между сидениями мелкими осколками. Моё умиление, от удачно протекающей поездки, испарилось в мгновение ока. Теперь холодный ветер, при движении врывавшийся через образовавшуюся дыру, не давал уснуть не только мне, но и всем сидящим в задней части салона. Моя спутница проснулась, и мы в очередной раз повеселились, над недолго длившимся счастьем. Укутавшись в накидку, мы пытались согреться и немного поспать. В конце концов, усталость победила, и я провалился в сон.
Продолжение следует...
Если вам понравилось, ставьте лайки и подписывайтесь, чтобы не пропустить продолжения!
До новых встреч!
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Магическая Индия или путешествие по местам силы. (Часть 30).