3.1. Субстанциально-статическая концепция времени
Вопрос о том, что такое время и какова его природа, до сих пор остаётся предметом жарких споров среди философов и учёных из самых разных областей знания. Историки и геологи понимают его одним образом, биологи и химики — совершенно другим, а для астрономов и космологов оно и вовсе предстаёт в особом свете. А что же говорит на этот счёт физика?
Если обратиться к классической физике XIX века, то там время рассматривалось как некая абсолютная, ни от чего не зависящая сущность, единая для всей Вселенной. Однако с появлением теории относительности Альберта Эйнштейна стало ясно, что абсолютного времени не существует. Оказалось, что время неразрывно связано с материей. Сам Эйнштейн подчёркивал: если бы материя исчезла, то вместе с ней исчезли бы и пространство, и время.
По сути, это очень близко к моим собственным рассуждениям о том, что пространство и движение существуют только в границах материального Мира.
В современной физике и философии принято рассматривать две взаимодополняющие концепции времени (здесь уместно вспомнить принцип дополнительности Нильса Бора). Первая пара концепций дополняет друг друга в понимании самой природы времени.
Согласно одной из них, время — это такая же субстанция, как пространство или вещество (субстанциальная концепция). Согласно другой, время — это система отношений между физическими событиями (реляционная концепция).
Вторая пара концепций касается вопроса о связи категории времени с категорией бытия.
Одна точка зрения утверждает, что события прошлого, настоящего и будущего реально существуют и даже в определённом смысле одновременны; момент нашего осознания явлений и объектов, их возникновение и исчезновение — лишь иллюзия (статическая концепция).
Противоположная точка зрения гласит, что реально существует только настоящий момент: события прошлого уже ушли в небытие, а будущего — ещё не наступили (динамическая концепция).
Субстанциальная и статическая концепции тесно переплетены и фактически поддерживают друг друга. Их вполне можно объединить в единую субстанциально-статическую концепцию времени. Но насколько она обоснованна и жизнеспособна?
Если опираться на краткое обоснование постулата безвременья, то такая концепция в конечном счёте оказывается несостоятельной.
Известный физик из Пулковской обсерватории Николай Козырев, вероятно, был убеждённым сторонником субстанциальной концепции, так как настаивал на том, что Время — это реальный физический фактор. В подтверждение своих слов он ссылался на многочисленные эксперименты с использованием весов и вращающегося волчка, телескопа и гироскопа.
Безусловно, эти опыты крайне интересны и загадочны, но они отнюдь не доказывают реального существования Времени как материальной субстанции. Скорее, всё обстоит наоборот. В контексте современной физики, особенно после открытия физического вакуума, результаты Козырева могут служить скорее подтверждением теории торсионных полей, где ключевую роль играет фактор вращения. Поэтому изучать его эксперименты с предложенной им точки зрения не имеет особого смысла.
Теперь давайте на минуту предположим, что ленинградский учёный был прав, и Время действительно обладает свойствами материальной субстанции, то есть состоит из некоего вещества и делится на гипотетические частицы — хрононы.
Что касается времени в микромире, то в современной физике при исследовании взаимодействий элементарных частиц используется процедура квантования пространства-времени. При этом обычно вводится минимальная длина, равная 10-13 сантиметров, и минимальная длительность — 10-24 секунд. Направление времени при этом не рассматривается.
Исходя из этого, нам пришлось бы размещать хроно-частицы именно на таком минимальном расстоянии друг от друга и наделять каждую из них именно такой продолжительностью.
Обратите внимание: Зашел в безлюдный лес и нашел примету нашего нового времени – медицинскую маску.
Именно здесь мы вплотную подходим к статической концепции времени, согласно которой все события Вселенной — прошлые, настоящие и будущие — существуют одновременно, изначально и неизменно.Немецкий математик Герман Минковский предложил концепцию, в рамках которой пространственно-временной континуум состоит из множества миров, следующих один за другим. Каждый отдельно взятый момент времени — это самостоятельная, законченная реальность. Она никуда не исчезает, а прошлое, настоящее и будущее сосуществуют одновременно. Следовательно, если в прошлом что-то меняется, то изменяется и будущее.
Проще всего это объяснить на примере. Допустим, человек купил какую-то вещь. Неожиданно она исчезает, хотя, казалось бы, пропасть ей некуда. А дело может быть в том, что в прошлой реальности, отстоящей от нашего мира на некотором расстоянии вдоль временной оси, эта вещь не была куплена. Поэтому в данной реальности у этого человека её и не может быть.
Как вам такая картина бытия? А вот другой вариант той же картины, только в профиль...
Это мир, состоящий из бесчисленного множества потенциально возможных состояний или «копий» Вселенной, внутри каждой из которых все события предрешены. И в этом мире существуют два «потока причинности»…
С этой точки зрения квантовые переходы, то есть события, происходящие в мире, — это либо «предъявление» наблюдателю одного из бесчисленных допустимых состояний Вселенной, либо «смещение» сознания с одной «копии» на другую. Либо же это результат воздействия на реальность самого сознания наблюдателя, которое способно влиять на направление и интенсивность этого смещения.
Скорее всего, именно в таком застывшем, неподвижном мире и могла бы существовать знаменитая стрела Зенона. Она перемещалась бы в пространстве не за счёт собственной динамики полёта, а за счёт смещения сознания наблюдателя по статичным копиям Вселенных. Однако всё это требует дополнительных пояснений.
Воспользовавшись характеристиками пространства и времени из субстанциальной концепции, представим себе статичный мир, похожий на киноленту. В нём через каждые 10-13 см расположены так называемые хрононы длительностью 10-24 с. При этом каждая такая хроно-частица должна быть «размазана» сразу по всей Вселенной и включать в себя совокупность всех существующих элементарных частиц и атомов. Таким образом, она должна представлять собой своего рода неподвижную материально-энергетическую трёхмерную голограмму. Такие структуры, слегка изменённые в каждом последующем хрононе, подобно кадрам на киноплёнке, должны существовать в статичном мире все сразу.
Для большей наглядности можно представить себе такую Вселенную в виде Книги Бытия с бесчисленным, но конечным количеством страниц — хрононов. Все они растянуты в пространстве мироздания до немыслимых, но предельных границ, и на каждой из них изображена определённая «картинка» состояния Вселенной.
Зададимся другим вопросом. Каким образом в статичной Вселенной, где нет никаких причинно-следственных отношений (ведь они возникают только в процессе движения), могло вообще появиться само понятие Времени? И зачем там вообще нужны пресловутые хроночастицы, если само «Время» в таком мире должно быть неподвижно?!
Теоретическое допущение существования статичной Вселенной так или иначе предполагает возможность путешествий во Времени — в прошлое или будущее, а следовательно, подразумевает и возможность обратимости его хода.
Наконец, одним из основных аргументов в защиту необратимости времени является необратимость причинно-следственных отношений. При обратном ходе времени причинно-следственная связь нарушается, и становится невозможно никакое взаимодействие. Следовательно, отсутствует движение, а значит, и время.
То есть в таком мире не может быть вообще никакого Времени — ни абстрактно-относительного, ни субстанционально-физического. А значит, не будет и самой гипотетической статичной Вселенной, состоящей из материально-энергетических голограмм-хрононов.
Другие статьи по этой теме в одноимённой книге на сайте:
https://author.today/u/laoran7/works
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Теория безвременья 3. Физическое понятие времени 1.
