На велосипеде по Крыму: Севастополь, мыс Фиолент

{ "title": "Первый день велопутешествия по Крыму: от Симферополя до мыса Фиолент", "body": "

Предупреждаю сразу — текст будет объёмным, но, надеюсь, интересным!

Всем привет!
Пока на улице стоит нелётная погода и кататься не получается, самое время вспомнить и описать наши прошлогодние (уже почти позапрошлогодние!) майские велоприключения в Крыму. Решил заполнить блог этими воспоминаниями.

Всё началось с того, что мой подписчик из Санкт-Петербурга захотел прокатиться на велосипеде по Крымскому полуострову и пригласил меня составить ему компанию. На тот момент я не садился на велосипед уже более семи лет, но отказаться не смог — это же отличный шанс выбраться из дома, увидеть новые места, да ещё и на колёсах, что должно добавить азарта. И знаете что? Так и вышло. Более того, эта поездка, кажется, изменила мою жизнь! Именно после неё во мне проснулась страсть к велопутешествиям.

В прокате VeloRelax я взял потрёпанный, но полностью исправный GT Avalanche. Поскольку кататься планировали шесть дней, взял велосипед с запасом — на десять. Пару дней на раскатку, чтобы вспомнить навыки, и ещё пару про запас, чтобы привести технику в порядок перед возвратом. Кстати, сиденье мне сразу заменили — стандартное показалось слишком жёстким. Просто сняли с другого байка и поставили на мой. Мне такой подход понравился! В целом прокат могу рекомендовать — там даже фэтбайки есть.

Первый день покатушек

Маршрут первого дня вышел очень насыщенным. Планировали рано утром, в 5:25, выехать из Симферополя на электричке до станции Мекензиевы Горы, а оттуда уже на велосипедах двигаться в сторону Севастополя. Хотели погулять по городу, затем добраться до мыса Фиолент, через карьер с озером заехать в Балаклаву, проехать по виноградникам Золотой Балки и добраться аж до Инкермана. На последнюю электричку мы даже не рассчитывали, поэтому заранее договорились с водителем на микроавтобусе — так мы получили мобильность. Если бы я был лучше подготовлен и мы просто ехали по трассе, то такой маршрут, возможно, и удалось бы осилить за день. Но я был не готов к таким расстояниям, осмотр достопримечательностей отнимал время, поломки требовали ещё больше, а жара и плохие дороги добили нас в первый же день. Поэтому мы не стали геройствовать и доехали только до Свято-Георгиевского монастыря, который находится чуть дальше Фиолента. Несмотря на то что маршрут выполнили не полностью, приключений хватило с избытком, а итоговый километраж даже совпал с запланированным. Балаклаву и Инкерман решили оставить на будущее — там столько интересного, что можно кататься не один день. Обязательно туда съездим!

Заброска на электричке

Первый электропоезд Симферополь — Севастополь отправляется в 5:25. Сергею повезло — он остановился недалеко от вокзала, а мне пришлось выехать из дома в 4:40, чтобы преодолеть 13 километров до станции. Эта утренняя «зарядка» оказалась прекрасной! Я ещё никогда не встречал рассвет на велосипеде. Да и в целом поездка по спящему городу была удивительно приятной: тишина, свежий воздух, почти нет машин, а бешеных маршруток и вовсе нет — можно спокойно ехать прямо по дороге! Мысль о том, что через пару часов здесь начнётся адская суета, только поднимала настроение. Невыспавшиеся люди будут толкаться в маршрутках, водители — сигналить и ругаться в пробках, а мы уже будем весело кататься где-то под Севастополем!

До вокзала добрался за полчаса. На большой станции стояли только весовой вагон и наша электричка. Раньше здесь кипела жизнь, постоянно прибывали и отправлялись поезда, но после прекращения железнодорожного сообщения с Украиной станция как будто замерла. Сейчас, конечно, ходят поезда из материковой России, но движение всё равно не такое оживлённое, как раньше.

Кассы были ещё закрыты, поэтому билеты купили прямо в электричке. Велосипедная культура у нас развита слабо: почти нет велодорожек, а с провозом велосипедов в электричках полная неразбериха. Я спрашивал в соцсетях, звонил в разные управления — все разводили руками и ссылались на правила перевозки в поездах дальнего следования, где велосипед нужно разбирать и упаковывать в чехол. На практике всё оказалось проще: велосипеды просто поставили «валетом» в уголке, никому не мешая. Правда, сколько за них платить, никто не знал, даже кассиры. В итоге все три раза, когда мы ездили с великами в электричках, платили по-разному. В тот день за велосипеды пришлось отдать даже больше, чем за свои билеты...

После Бахчисарая случилось нечто, что одновременно обрадовало и насторожило нас. Обрадовало — своей красотой, а насторожило — возможными неприятностями.

Радуга!
Явный признак приближающегося дождя. Очень не хотелось под него попасть. Однако по прогнозу в Севастополе было сухо, на что также намекал просвет в тучах. Вообще за ту неделю мы несколько раз были на грани попасть под дождь, но каждый раз удавалось его избежать. Во время поездки на Чатыр-Даг нас и вовсе спасло какое-то невероятное чудо, но об этом — в следующей статье.

Мекензиевы Горы — Севастополь

На станцию Мекензиевы Горы прибыли в 6:44. Электричка, весело посвистывая, умчалась дальше — в Севастополь. Мы тоже направлялись в Севастополь, но своим путём и на велосипедах. Дождя здесь явно не было, о нём напоминали лишь сероватые тучки на севере. Это не могло не радовать!

Поехали!
Дорога до городской черты вызвала у меня бурный восторг. Во-первых, я никогда раньше не ездил так быстро по дорогам общего пользования. Да и вообще всегда старался избегать трасс. А во-вторых, дорога оказалась невероятно живописной! Узкая, слегка извилистая, с хорошим асфальтом, окружённая деревьями. Машин почти нет, вокруг зелень, пахнет травами — красота! Вот в чём прелесть велопутешествий!

Радовало ещё и то, что дорога почти всё время шла под уклон, так что педали можно было не крутить. Лишь пару раз пришлось поработать, подтверждая правило «чем быстрее едешь вниз, тем усерднее крутишь вверх».

Севастополь

Когда путешествуешь на машине, чаще всего проезжаешь по определённым точкам, перемещаясь по шоссе и проспектам. А на велосипеде можно свернуть на узкую тропинку или ухабистую грунтовку и обнаружить что-то неожиданное!

Кстати, прошу прощения за некоторую размытость фотографий — это не фото, а скриншоты с видео, снятого на GoPro.

Так получилось, что Севастополь я раньше никогда не видел вживую. Живу в Симферополе, по работе бывал в Инкермане, а в Севастополь как-то не доводилось заехать. Сергей тоже был здесь впервые. Начать осмотр города можно было с самых известных достопримечательностей, но они разбросаны на приличном расстоянии — на их посещение ушёл бы целый день, а у нас его не было. Поэтому решили смотреть то, что будет по пути. Получился сбалансированный набор: и впечатляющие мемориалы, и набережные, и узкие тропки, и крутые спуски...

Первой достопримечательностью стал музей на Константиновской батарее. Открывался он в 10 утра, а мы приехали туда около восьми... Конечно, ждать мы не стали и решили отложить посещение музея на другой раз. Надеюсь, 2021 год всё же наступит и будет не таким сложным, как 2020 (сомневаюсь, но надеюсь), и мы ещё приедем в Севастополь, чтобы посмотреть то, что не успели... В такие места нужно ездить целенаправленно и на целый день! И не один раз.

В 1899 году А. Попов проводил первый в истории эксперимент по использованию радио на флоте. Происходило это как раз в Севастополе, а одна из радиостанций находилась на холме на северной стороне бухты. Холм этот, а в дальнейшем и микрорайон города, получил название Радиогорка. Эксперимент прошёл успешно: военные корабли поддерживали надёжную радиотелеграфную связь на расстоянии нескольких десятков километров.

Продолжая движение по Северной стороне бухты, выехали к памятнику Славы воинов 2-й гвардейской армии, которые 9 мая 1944 года освободили Севастополь от немецко-фашистских захватчиков. Большой мемориал был заложен 15 мая — всего через две недели после окончания кровопролитных боёв! — а уже 27 мая состоялось его открытие. Высота обелиска — 1944 см. С мыса, на котором расположен мемориал, открывается прекрасный вид на Севастопольскую бухту.

Нам нужно было перебраться на другую сторону бухты. Частью общественного транспорта в городе стали катера и паромы — без них пришлось бы делать большой крюк через Инкерман. Переправа на катере дешевле и быстрее, они ходят часто, но с велосипедами туда нельзя — только на паром.

До причала решили двигаться тропинкой вдоль обрыва. Она должна была вывести нас к пешеходному спуску прямо к площади перед причалом. Однако не всё оказалось так просто! Тропинка упёрлась в каменную стену высотой около метра. За стеной был как раз тот самый спуск. Пришлось перелезать. Но и это ещё не всё! Оказалось, что спуск находился на ремонте, поэтому с обеих сторон был огорожен высоким забором из профлиста! Каково же было удивление прохожих и рабочих, когда мы начали из-за этого забора вылезать! К счастью, нас поняли, простили и отпустили.

Кстати, на той тропинке я не справился с управлением и потерял равновесие. Велосипед лёг набок, а я успел мягко встать на ноги. Это было единственное падение за всю поездку, и хорошо, что оно не случилось несколькими метрами раньше! Иначе я бы полетел проверять температуру воды или твёрдость набережной с высоты в десяток метров...

Паром, Артиллерийская бухта, набережная

Паромом пользуются не только владельцы автомобилей, мотоциклов и велосипедов. Мы видели и обычных пешеходов. Возможно, они просто не успели на катер, а время не позволяло ждать следующего. Возможно, на катере слишком тесно и многолюдно. Я, например, всегда предпочитал просторные троллейбусы тесным маршруткам. Старался ездить ими, даже когда проезд был дороже, — тогда в них было ещё меньше людей. Не люблю толкотню...

С велосипедом на пароме можно прокатиться за 75 рублей. Пассажирам без транспорта — ещё дешевле. А билет на катер вообще сравним по стоимости с проездом в маршрутке!

И вот здесь перед нами открылась настоящая красота! Ровная плитка, белые и чистые ограждения, подстриженная травка, ухоженные кусты и деревья, аккуратные кафе — разительный контраст с более простой северной частью города. По крайней мере, с теми местами, где мы были. Если местные подскажут, где ещё можно погулять на северной стороне, буду рад и с удовольствием приеду.

Мимо дельфинария, рядом с красивым Дворцом детского и юношеского творчества, через Приморский бульвар мы подъехали к памятнику затопленным кораблям — символу города! Сооружён он в память о Первой обороне Севастополя (1854–1855), когда в бухте затопили корабли, чтобы не дать войти англо-французскому флоту.

Появилась идея поискать шаурму и подводную лодку Б-380, которая где-то стояла в бухте. Первую — чтобы перекусить, вторую — чтобы посмотреть. Почему-то мне казалось, что это что-то вроде музея, как ледокол «Ленин», куда можно прийти, посмотреть, пофотографировать. Оказалось, что подлодка стояла на вооружении Черноморского флота, но уже долгое время находилась на ремонте в плавучем доке ПД-16. Деньги на ремонт выделяли несколько раз, но постоянно что-то шло не так: то кризис, то смена планов, то рептилоиды с планеты Нибиру... В итоге в 2016 году объявили тендер на утилизацию. Но и за это никто не брался. В декабре 2019 — через полгода после нашей поездки — плавучий док сказал «идите вы все на фиг», а потом взял и затонул. Вместе с подлодкой. Однако Б-380 проявила упрямство и на следующий день всплыла. Её отбуксировали на ближайшую отмель, осмотрели и признали транспортабельной, после чего отволокли в Инкерман. Там подлодку порезали на металл вместе с большим противолодочным кораблём «Керчь».

Кстати, мы тогда ошибочно приняли другой док — ПД-51 — за тот, что с подлодкой, поэтому рванули на другую сторону Южной бухты через железнодорожный вокзал. Однако до цели не доехали — у меня спустило заднее колесо. Прокол! То ли мы криворукие, то ли пресловутые рептилоиды сглазили, но латки не липли, клей не клеил, а солнце начинало припекать — после парома совсем распогодилось. К тому же шаурму так и не нашли. Поменяв камеру, отправились обратно, преодолев в итоге лишние 8 километров. Да ещё и Троллейбусный спуск оказался спуском только в одну сторону, а в другую — вполне себе ощутимым подъёмом! Обманщики! Если уж назвали спуском, то делайте спуск в обе стороны!!!

Это была шутка, если что.

По улице Ленина вернулись на площадь Нахимова, нашли там шаурму за 150 рублей. И это ещё самая дешёвая — были и по 170! Капец! Я в Симферополе за 170 двойную ел! Можно было бы сослаться на то, что место популярное, поэтому и дорогое. Но даже на море в Новофёдоровке обычная шаурма стоила 120–130 рублей! Поди объясни это желудку, пришлось брать за 150.

Перекусив и отдохнув, отправились по набережной в противоположную сторону. У Сергея созрел коварный план. Но по пути нам попался мемориальный комплекс «Солдат и матрос». Огромная и облагороженная площадка, не менее огромная — 41 метр в высоту — композиция, изображающая солдата и матроса, рвущихся в бой, вечный огонь — всё это напоминает об отваге и самоотверженности бойцов, сражавшихся во время Великой Отечественной войны за свою Родину, в том числе и за Севастополь.

Обратите внимание: Заплутали в поисках пляжа в Крыму из-за объяснения подруги. Фитнес прогулка с утяжелителем - арбузом..

С площадки открывается прекрасный вид на Севастопольскую бухту. Немного в стороне возвышается 60-метровый обелиск «Штык и парус».

Немножко экстрима

Закончив осмотр циклопических мемориалов, мы направились к южному молу — одному из двух сооружений, прикрывающих вход в бухту от волн. Там была стена, с которой местная детвора любила прыгать в воду. А Серёга захотел по ней проехать на велосипеде! Я, конечно, туда лезть не стал — мне хватило того, что утром я чуть не свалился с обрыва.

Поначалу всё шло хорошо. Бодрым темпом Сергей помчался по верху, наблюдая справа ровное и твёрдое бетонное покрытие мола, а слева — тоже бетонные, а поэтому не менее твёрдые, но отнюдь не ровные тетраподы, щедро рассыпанные для защиты сооружения от водной эрозии. Падать очень не хотелось ни в одну из сторон, поэтому, доехав до конца и перепугав присевшего отдохнуть пацанёнка, Сергей столкнулся с проблемой: как развернуться и не навернуться? Мозговую и кирпичеоткладывательную активность так же стимулировала высота стены, увеличившаяся не меньше, чем вдвое — от полутора метров в начале до трёх, а то и более, в конце.

Сергею всё же удалось унять дрожь в ногах, слезть с велосипеда и развернуться. Но назад он уже шёл пешком — и мы не будем его за это ругать! Чай, не BMX-ер безбашенный.

Парк Победы

Мы ещё раз прокатились по молу — на этот раз оба ехали внизу — и двинулись дальше. Уже перевалило за полдень, надо было выбираться из города. Под конец решили посмотреть Парк Победы и море. Но по дороге завернули к Херсонесу Таврическому — древнегреческому полису, который на протяжении двух тысяч лет был крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья. Последние 500 с лишним лет, конечно, в этом городе никто не живёт — сейчас это историко-археологический заповедник. Вход недорогой, но, к сожалению, с велосипедами туда нельзя, о