9 кв.м. хватит, чтобы дышать. Кто сделал советские хрущевки такими какие они есть?

Только ленивый в России не ругал хрущевки за плохие планировки и, главное, маленький метраж абсолютно всего — кухни, ванной и комнат. При этом, ругать привыкли советских инженеров и архитекторов. Но виноваты ли они?

9 кв.м. хватит, чтобы дышать. Кто сделал советские хрущевки такими какие они есть?

На самом деле, в СССР, в основном, использовали уже готовые планировки и брали их… у дружеских германских социал-демократов. Да, прототипом наших хрущевок стали немецкие разработки, которые были созданы еще в 19 веке, когда немцы озаботились тем, чтобы у рабочих было жилье, там этот вопрос стал актуальным немного раньше, чем у нас. Их ученые и медики со всех сторон изучили человека и пришли к выводу, что 9 метров квадратных достаточно, чтобы человек мог дышать и двигаться. Нашим специалистам эта цифра очень понравилась, и, больше того, к ней отнеслись как к надежде, что получится решить жилищный вопрос, раз, на самом деле, людям нужно так мало.

Так в СССР решили брать за основу немецкие планировки. Только немного их изменили. Убрали из них кладовку, потому что считалось, что советскому человеку много места для хранения вещей не нужно. Но планировка — это только половина решения. В СССР озадачились, насколько можно каждое конкретное помещение в квартире сократить в этом готовом плане.

И занялся этим вопросом советский архитектор Лазарь Чериковер. Это его имя вы можете вспоминать, когда пытаетесь в хрущевке вдвоем в коридорчике раздеться и не разбить зеркало и не растоптать ботинки, потому что имена его немецких предшественников уже забылись, а он остался в истории. Именно этот архитектор замерял абсолютно все действия людей, чтобы понять, сколько нужно места, чтобы не просто дышать и двигаться, а делать конкретные бытовые дела. Оказалось, например, что достаточно полметра перед раковиной и 70 см в ширину, чтобы умыться. Для прихожей, кстати, он отвел 110 см — в таком помещении можно было и надеть верхнюю одежду и сапоги.

Все его измерения приняли и утвердили. И, как мне кажется, до сих пор от них недалеко ушли — даже в новостройках к масштабам сталинок мы так и не вернулись.