Приветствую всех! Меня зовут Кирилл, и это новая глава из цикла «Караванинг по-русски», где я делюсь впечатлениями от нашего большого путешествия с жилым прицепом к побережью Японского моря, которое состоялось летом 2019 года.
Если вы только присоединяетесь к нашему маршруту, начало истории можно найти здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/5f884adfed5fb23369b70e32/10-tysiach-mil-vopreki-k-iaponskomu-moriu-s-karavanom-start-5fad117df68a6a3a78175ed8
Вторая часть опубликована по ссылке: https://zen.yandex.ru/media/id/5f884adfed5fb23369b70e32/dolgaia-doroga-k-moriu-problemy-s-tehnikoi-vostochnaia-sibir-5fb0b0788d19932be114dec6
Третья часть нашего повествования:
https://zen.yandex.ru/media/id/5f884adfed5fb23369b70e32/s-karavanom-na-dalnii-vostok-pohodnyi-byt-i-sibirskie-mamonty-5fb4e6b4f6872f437e445e8c
И, наконец, четвертая:
https://zen.yandex.ru/media/id/5f884adfed5fb23369b70e32/s-karavanom-na-vostok-baikalskaia-stoianka-5fb913fe93538c3039b1b014
Дорога к святыне
Утром, не торопясь, мы собрали лагерь, помогли нашему знакомому Андрею убрать лодку, тепло попрощались и снова взяли курс на восток. Быть в Бурятии и пропустить Иволгинский дацан — такое даже в голову не приходило! Вся наша команда с энтузиазмом поддержала идею заехать туда с экскурсией. Преодолев 175 километров и минув Улан-Удэ по объездной, мы оказались на парковке у одного из самых знаменитых буддийских монастырских комплексов России. Несмотря на будний день, машин было немало. Солнце припекало нещадно, поэтому мы решили сначала укрыться в прохладе местного кафе и подкрепиться блюдами бурятской кухни, а уже потом отправляться осматривать достопримечательности.
Сувенирные развалы
Неказистое с виду заведение оказалось настоящей находкой — там работали потрясающие повара! Даже наши дети, которых обычно сложно накормить, с удовольствием опустошили свои тарелки. Рядом с кафе располагался магазин сувениров с очень богатым и колоритным ассортиментом. Впрочем, торговых палаток с религиозной атрибутикой и памятными вещицами на территории дацана было предостаточно.
Буузы сказочно хороши!
Соприкосновение с культурой
Всегда невероятно интересно прикоснуться к иной культуре, традициям и верованиям. Культовые сооружения здесь, как и везде, поражают своей красотой. Буддийские храмы украшены затейливой резьбой по дереву и камню, выкрашены в яркие, символичные цвета. Внутри царит буйство красок, много ярких тканей. Детям особенно понравилось крутить молитвенные барабаны — они не пропустили ни одного!
Пройдя по монастырскому кругу и вдоволь налюбовавшись необычной и яркой архитектурой, мы подошли к центральному храму. В нем хранится главная святыня российских буддистов — нетленное тело Хамбо-ламы Итигелова. После небольшого ожидания всей собравшейся на крыльце группе разрешили войти внутрь. Последователи верят, что лама не умер, а пребывает в состоянии глубокой медитации. Монах-служитель подробно рассказал нам о жизни Итигелова и истории обретения его тела. Что касается моего личного мнения об этом феномене, друзья, я его озвучивать не стану. Лучше предлагаю каждому составить собственное, изучив доступные материалы или лично побывав в дацане.
Строительство главного здания Дацана
Ждем аудиенции у Хамбо-ламы Итигелова
В дацане идет активное строительство
Первые неприятности в пути
Испытав чувство причастности к древней культуре одной из мировых религий прямо в нашей стране, мы попрощались с монахами и с радостью нырнули в спасительную прохладу кондиционированных салонов наших автомобилей. Пора было подумать и о пропитании. На выезде из села Иволгинское, справа по ходу движения, мы заметили супермаркет «Титан». Хочу порекомендовать эту сеть всем путешественникам в Бурятии — отличный ассортимент и вполне разумные цены.
Однако на парковке у этого магазина нас ждал неприятный сюрприз. Какой-то невнимательный водитель задел и снес правый верхний габаритный фонарь на прицепе наших родственников. Судя по всему, удар был касательным, потому что вырванный и треснувший фонарь печально болтался на проводах, когда мы вернулись к машинам.
С помощью скотча, суперклея и пары саморезов положение быстро исправили, но осадок, как говорится, остался!
А дальше, уже на подъезде к райцентру Мухоршибирь, в нашем автомобиле закончился газ, а на одном бензине двигатель ехать наотрез отказался! Видимо, мы не слишком усердно крутили молитвенные барабаны в дацане (хотя ребятишки старались изо всех сил!). Решили для начала заменить топливный фильтр — но это не помогло. В итоге площадка на развилке двух трасс стала нашим импровизированным кемпингом до утра. За день мы преодолели всего 320 км. Утро вечера мудренее, поэтому мы пожарили мясо, прогулялись по окрестностям, а с рассветом отправились в райцентр искать сервис для замены топливного насоса.
В Мухоршибири
Выспавшийся за ночь автомобиль завелся так, будто с ним все было в полном порядке (ну просто нет у этих американских железяк ни стыда, ни совести!). В поселке нашлась всего одна мастерская с подходящей по высоте эстакадой, но цена, которую запросил ее брутальный хозяин за работу без какой-либо гарантии, меня категорически не устроила. Развернувшись, мы вернулись на стоянку, присоединили прицепы и без проблем проехали тридцать километров до автомобильной газозаправочной станции (АГЗС).
Красоты и реалии Забайкалья
Следующий день прошел без приключений, зато с постоянным любованием пейзажами Забайкалья. Виды с дороги были настолько живописными, что так и просились на холст художника!
Просторы Забайкалья!
Фотография, к сожалению, никогда не сможет передать всех впечатлений. Стоя на вершине холма и глядя в бескрайнюю даль степи, которая дышит, переливаясь под ветром травами, и вдыхая их пьянящий, дурманящий аромат, начинаешь интуитивно понимать, почему кочевники поклонялись богу неба — Тэнгри! Небо Забайкалья вызвало во мне ностальгию, напомнив о детстве и юности, проведенных в Казахстане. На каждом повороте, на каждом пригорке хотелось остановиться и просто любоваться этой необъятной ширью и ощущением полной свободы!
Остановившись на обед у обочины, мы разговорились с водителем грузовика, работавшим на строительстве дороги. Он-то и подсказал нам место, где находится отличный родник. Мы свернули туда и набрали полные емкости ледяной, невероятно вкусной воды! Площадка у родника удобна для любой техники. Сохраняю координаты из «Яндекс.Навигатора»: 51.322238, 110.605165.
Испытание дорогой
Великолепие природы, к сожалению, резко контрастировало с качеством дорожного покрытия. С каждым километром на восток оно становилось все хуже. Старая, узкая, разбитая двухполоска с исковерканной правой стороной, усеянной выбоинами и вспучиваниями асфальта. Стыки на мостах возвышались на добрые пять сантиметров!
Бедовые дороги...
Многочисленные населенные пункты с ограничениями скорости, участки ремонта с полностью снятым покрытием, продольные волны на асфальте — все это действовало угнетающе. Средняя скорость упала, и, несмотря на небольшой трафик, за день нам удалось преодолеть лишь 460 км. Решили заночевать на окраине села Черемхово, на берегу реки Иногда.
Вода в речке с быстрым течением и каменистым дном оказалась прекрасно прогретой июльским солнцем. Мы весело наплескались и смыли с себя всю дорожную пыль, получив заряд бодрости и положительных эмоций после долгой и тряской езды.
На берегу Иногды
Наш волшебный походный ящик снова выручил нас, накормив вкусным ужином посреди степных просторов! Утром, сладко выспавшись, мы были полны решимости: в Чите мы обязательно найдем нормальный сервис и все починим! Чтобы не терять времени, договорились, что второй экипаж поедет вперед без нас и будет на связи, пока мы будем заниматься ремонтом.
Чита: пробки и разочарование
Столица Забайкалья встретила нас утренними пробками «восьмого» уровня. Долго и нудно пробираясь через город, мы нашли на окраине, на первый взгляд, приличный автосервис. Чтобы семья не мучилась на жаре, я отправил их на такси в парк, а сам пошел договариваться о работе.
На подходящей по высоте смотровой яме стояла BMW X5, заднюю подвеску которой ожесточенно обрабатывал молотком молодой паренек лет 19–20. У меня сразу закрались сомнения. Менеджер, суетливо бегавший передо мной, клятвенно заверил, что через полчаса «бэху» уберут и все сделают в лучшем виде! Отправив жену с детьми на подъехавшем такси, я со старшим сыном устроился в кондиционируемой клиентской зоне перед телевизором.
Прошел час, а практикант по-прежнему лупил молотком по многострадальной подвеске «бэхи». Мне даже показалось, что из-под ее фар капают слезы! Поймав менеджера, я резонно поинтересовался насчет сроков.
Тот спрыгнул в яму к практиканту, который к тому моменту был уже на грани отчаяния, мгновенно оценил масштаб проблемы и принял волевое решение — откатить «бэху» на три метра вперед и загнать ее на подъемник! «Твою дивизию! — подумал я. — А что, сразу так нельзя было?». Пока они с этим возились, прошел еще час. Жена с детьми, уже нагулявшись, возвращались обратно, а практикант с менеджером, разинув рты, смотрели снизу на 120-литровый топливный бак и явно не знали, с какой стороны к нему подступиться. Я воспользовался моментом и сам осмотрел машину снизу, не найдя явных неисправностей. Выбравшись из ямы, я подошел к верстаку и взглянул на инструмент. Разбитые тиски с отколовшимися губками, молоток с криво приваренной трубой вместо рукоятки, сточенные и зализанные отвертки — вид всего этого мгновенно подтолкнул меня к решению. «Ребята, извините, я поехал!» — сказал я. Уверен, моя интуиция меня не подвела. Снова долго и нудно мы выбирались на трассу, выехав на которую продолжили собирать всеми колесами ямы, кочки и высокие стыки бесчисленных мостов.
Продолжение следует...
Если наш рассказ был вам интересен, поддержите нас, пожалуйста, известным вам способом!
Подписывайтесь на раздел, буду рад ответить на любые ваши вопросы!
ГРУППОВОЙ ЧАТ А ЗДЕСЬ: https://yandex.ru/chat/#/join/e825b754-acfc-4285-8d9e-16ed62c20878
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ! БУДУ РАД ОБЩЕНИЮ С ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМИ!
