Ранее, когда я делился мыслями об утеплении, вентиляции и обогреве своей лодки, мне вспомнился один интересный подход. Как-то, изучая блог известного мореплавателя Свена Ирвинда, я наткнулся на его заметку об устройстве иллюминаторов на яхте ExLex.
В той статье я рассуждал о проблеме конденсата, который неизбежно оседает на внутренних поверхностях каюты, несмотря на все наши усилия. Ирвинд же, конструируя новую лодку, предложил по-настоящему нестандартное решение для осушения воздуха в тесном жилом пространстве.
Физика процесса осушения
Как я уже отмечал, теплый воздух способен удерживать значительно больше водяных паров, чем холодный. При охлаждении насыщенного влагой теплого воздуха избыточная влага конденсируется, превращаясь в капли. Именно этот принцип лежит в основе образования росы на любой поверхности, температура которой ниже, чем у окружающего воздуха.
Логично, что если этот охлажденный и уже частично осушенный воздух снова нагреть, он восстановит способность поглощать влагу — например, от мокрой одежды или дыхания экипажа. Затем цикл повторяется: воздух снова соприкасается с холодной поверхностью, отдавая накопленную влагу в виде конденсата. В автомобиле эта проблема решается просто: штатный отопитель постоянно прогоняет уличный воздух через горячий радиатор, а затем выбрасывает отработанный влажный воздух наружу. Дальнейшая судьба этой влаги нас не волнует.
Почему на яхте сложнее?
Однако компактная парусная лодка — не автомобиль. У нас нет возможности постоянно расходовать электроэнергию на работу мощного вентилятора или организовать столь же эффективную циркуляцию воздуха. Иллюминаторы, участки обшивки без утепления, металлические крепежные элементы — все эти поверхности постоянно «потеют». С них непрерывно стекает вода, от которой мы так отчаянно хотим избавиться.
Гениальная простота идеи Ирвинда
Ирвинд, готовя свою лодку к плаванию в суровых северных широтах, задался резонным вопросом: «А зачем, собственно, делать иллюминаторы толстыми и теплыми? Пусть они остаются холодными! Я буду целенаправленно собирать на них избыточную влагу». Он даже решил использовать для этого не пластик, а стекло, чтобы поверхности были максимально холодными.
По сути, это готовый, абсолютно пассивный осушитель воздуха. Ключевая задача — организовать сбор стекающего конденсата и его отвод за борт. Эта идея захватила и меня. Я задумался о том, чтобы не утеплять борта надстройки, где расположены большие иллюминаторы, окруженные стеклопластиком. Почему бы не разместить в самой нижней точке, на стыке надстройки и палубы, специальный сборный желоб? Вода будет стекать в него самотеком, а затем попадать в емкости, которые я смогу периодически опорожнять.
Мои планы по реализации
Таким образом, я тоже увлекся идеей осушения воздуха в каюте, нагретого печкой, с помощью специально подготовленных холодных поверхностей. Пока не могу сказать наверняка, насколько эффективной окажется эта система, но я полон решимости испытать ее на практике и обязательно поделюсь результатами.
