Сразу хочется сказать об ощущениях при езде с караваном, особенно для тех, кто как я, никогда с прицепом до этого не ездил. Все совершенно по другому, если ваш автомобиль не крузак или рейнжровер. Все очень плавно и медленно. Обогнать (так, как привыкли это делать всегда) не получится, только обкатиться, с запасом времени в три-четыре раза больше, чем обычно. 250 лошадиных сил под капотом может и позволят себя чувствовать увереннее (особенно на дизеле), но я объясняю это для тех, кто думает, что поставив фаркоп на свой любимый седан, купит прицеп и все будет отлично. Я тоже так думал. Я ошибался. Самое подходящее сравнение для езды с караваном: ты - маленькая фура. Медленно и плавно тормозишь (иначе получишь очень чувствительный пинок в зад от прицепа, чей демпфер очень не любит резких торможений), оттормаживаешься перед любой серьезной ямкой или неровностью (иначе тряханет так, что багажник откроется, шутка, но неприятно тряханет), дистанцию держишь увеличенную, потому что (смотри выше), а в этот промежуток постоянно будут пытаться влезть (часто в самый последний для них момент) очень горячо любимые соотечественники, также как и ты, спешащие к морю, солнцу и чаче с домашним вином, в машине у которых, также как и у тебя, полно детей, которые будут показывать тебе язык в тот момент, когда ты будешь судорожно пытаться тормозить, получив пинок от прицепа, чтобы спешащий к чаче дядя с детьми успел вклиниться между тобой и бензовозом при этом не встретившись со встречной фурой, дядя на которой тоже очень спешит, потому что денежку зарабатывает и клаксон которого будет реветь так, что испугается даже чадо, показывающее тебе язык.
И это я описываю ощущения от езды на тяжёлом, груженом микроавтобусе с относительно лёгким одноосным прицепом (хоть и тоже груженом, но об этом позже). Любая впередиидущая фура для вас попутчик километров на 20, а то и 40 при напряжённом летнем трафике. Кто-то скажет, что я маршрут выбрал не правильно, что есть другие отличные и пустые дороги и т.д. Я отвечу, что пишу не для зубров дорог и гуру караванинга, а для тех, кто ездит к морю с детьми раз в два года на машине и с палатками. Хорошие дороги у нас только федералки (особенно даже не за Уралом, а за Волгой), а караван рассчитан для того, чтобы перекатить его ПУСТОЙ по немецкому автобану километров на 200, ну 300 и поставить в кемпинге на лужайке. Для европейцев это аксессуар к свежему воздуху, уединению и красивым пейзажам. А для нас это средство для спасения от ненавязчивого придорожного и курортного сервиса, желающих на тебе заработать в короткий сезон рестораторов всех мастей, ну и как следствие: это же ПРИЦЕП, поэтому берём с собой все, что гипотетически может пригодиться. Скажите немцу, что проехали с караваном 10000 км он вас даже не поймет. Это они нам продают 27 летние караваны, а не наоборот, поэтому: голь на выдумку хитра. Раму прицепа усилить, подвеску на рессоры, баков для воды побольше и не спеша - в путь! Рессорная подвеска не панацея. Дороги надо выбирать только хорошие. Прыгает на кочках он мама не горюй, а там в шкафчиках: рожки, сахар, гречка, растительное масло, пиво в холодильнике (ну святое) и если не хотите открыв дверцу (малыш писать попросился, а на заправке очередь в туалет, да и жена просительно в глаза заглядывает) лицезреть коктейль из всего этого, причем сверху будут ещё подушки и любимый плед, то не спешите и не срезайте путь по коротенькой дороге из Яндекс-навигатора. У меня все обошлось без пива и растительного масла (бутылки не открылись, удача - моё второе имя) но гречку с сахаром долго выметали...
Самый хороший совет, который дали на форуме караванеров: сел за руль - ты в отпуске. Не спеши, наслаждайся общением с семьёй, пейзажами за окном, дорОгой. 500, 600 км в день это предел, даже в две руки. Караван и навигатор позволяют находить прекрасные места для промежуточных остановок и ночёвок и превращают каждый день в пути в выезд выходного дня. Надо только четко понимать – зачем вам караван. Или вы несетесь, выматывая себя и семью, или каждый день маленькое путешествие с кучей положительных эмоций. Да, у нас большой отпуск, поэтому мы можем себе это позволить (времени много, - денег мало...). Но и живём далеко от югов.
Так как караван с тремя спальными местами, то мы с супругой спали на большой кровати, младшие - валетом на маленькой, старшие – на надувном матрасе в машине на разложенных сиденьях 2 и 3 ряда. При этом всем было удобно и комфортно.
День в пути выглядел так: я просыпаюсь без будильника и после утренних процедур, бужу супругу, пока она готовит завтрак, умываются дети, затем мы завтракаем, собираемся и выдвигаемся дальше. На все уходило около 1,5 часов. С собой в машину брали чай в термосе, бутерброды и фрукты для перекуса. В обед останавливались где-нибудь в спокойном месте, отъехав от трассы и пока дети гуляли и играли, мы готовили обед. Пообедав, дети ещё играли, я ложился и минут 30-40 спал. Затем ехали дальше. Вечером останавливались за 2 часа до заката в тихом месте километрах в 2-х от трассы, готовили ужин, гуляли, жарили мясо, бокал пива под мясо или местную рыбку и спать. На 2 дня останавливались в курортной зоне города Чебаркуль в Челябинской области, 2 дня провели в Волгограде с посещением мемориального комплекса на Мамаевом кургане и других знаковых мест. 2 дня в станице Голубицкой в кемпинге ноунейм, но зато в 30 метрах от моря. Старший сын по навигатору в дороге искал места остановок и весьма в этом преуспел. В кемпинг в Коктебеле мы заехали утром 26.07. Итого до Крыма 11 дней. Но впечатлений было уже на два отпуска, а впереди ещё был Крым...
Ещё очень хотелось добавить о подготовке к поездке. Было решено использовать принцип минимальной достаточности. Если какая-то вещь могла быть многофункциональной, предпочтение отдавалось ей. Вопрос гигиены был решен приобретением душа на литий ионных батарейках, заряжаемых с помощью USB разъема (одно из лучших наших приобретений). От старшего поколения в наследство досталась шикарная 7ми литровая самодельная канистра из нержавеющей стали. На двух включенных конфорках газовой плиты она закипала за 12 мин. Купив за 350 рублей 20 литровый широкогорлый пластиковый бачок, получили универсальный переносной душ. Предварительно обработав в санузле все швы герметиком и оборудовав душевую шторку, получили место для полноценного омовения горячей водой. Вся семья полноценно мылась с минимальным количеством временных затрат. Да, тесновато, но не критично, мы не очень крупные с супругой, а зарядки батареи душа хватает на 1,5 часа безостановочной работы. Вечером помылись, утром в машине зарядили в дороге, или от дополнительной батареи. И канистра всегда при деле и бачок не пылился.
Вопрос стирки решили приобретением пластикового таза по размеру шкафа для одежды. Мелочевку стирали на руках, возле речки или в месте с обилием воды, а постельное и крупные вещи в стиральных машинах в кемпингах или домах отдыха, по соседству с которыми стояли. За 200 руб. перестирали все. Была и компактная разборная сушилка для белья. Вещь несомненно нужная и всегда используемая. На Авито нашли и купили 6 20ти литровых мягких канистр, разместить которые в караване не составило труда, зато при необходимости получали 150-200 литров ёмкостей для воды (если учесть 5литровки для питьевой воды, которые были в большом количестве). Натаскав в таз для стирки морской воды и закинув туда скучающий душ, получали место для мытья ног от песка. В предпалатку на землю стелили старый детский паласик и не испытывали при этом дискомфорта. В Икее купили 6 пластиковых складных кресел за 580р за штуку и кемпинговый складной столик. Все было удобно и практично. Раскладной мангал из универсама за 200 р., газовая горелочка и мешок углей с придорожного развала прекрасно справлялись с кормлением семьи всякими жареными вкусностями вечерком под местное охлаждённое пиво. И весит все очень немного. Брал в дорогу и инструмент, раскладную лопатку (использовал), ножевку (не использовал), молоток, пассатижи, топор, шуруповёрт, баночку с саморезами и гвоздями, скотч, изоленту, вязальную проволоку, хомуты, набор клеев и хорошую 10метровую веревку. Все использовалось и пригодилось в той или иной мере. Конечно был 50 метровый удлинитель и 30 метров шланга для воды (который не пригодился ни разу). Энергонезависимость решилась приобретением обычного недорогого (4500 р) бензогенератора на 600 ватт. Он и небольшой и подстраховать всегда сможет. Сразу скажу, что спалили на нем всего 10 литров бензина и то, больше испытать его хотелось, чем была острая необходимость. АКБ не высадили ни разу, хотя стояли в автономке 6 суток. При наличии электричества, сразу подключал к аккумулятору портативную зарядку Орион, и все было хорошо.
Позволю себе поделиться мыслью о том, что чем проще техника, тем меньше разочарований будет на отдыхе и меньше временных и финансовых ресурсов потребуется на восстановление в случае поломки. Поэтому для тех, кто обдумывает приобретение первого каравана, есть смысл обсудить эту мысль.
Кстати, залитая в баки каравана холодная вода, довольно быстро становилась комнатной температуры и никакого дискомфорта при ее использовании летом не испытывали ни малыши, не взрослые тем более. А 120 литров на борту с лихвой хватало на 2 дня. Одна полная 20ка воды всегда лежала в багажнике автомобиля и пару раз здорово выручала.
Но как ни старайся все предусмотреть, про колышки для фиксации предпалатки я забыл и про штормленту тоже не подумал. Штормлента нужна для фиксации предпалатки на случай сильного ветра и нужна обязательно. Пришлось собирать камни по всей территории кемпинга и использовать буксировочный трос автомобиля и веревку.
Отдельно хочется остановиться на обучении домочадцев пользованию оборудованием каравана. В идеале должен быть тренировочный выезд недалеко от дома (речь о новичках, первый раз купивших караван) и подробный инструктаж всех обо всем. У меня этого не получилось, в результате старший сын сразу сломал кран в санузле, про гречку с сахаром я уже писал, повезло, что люк не оторвало ветром и полки в санузле упали не сломавшись. После этого каждому члену экипажа было назначено штатное расписание и конкретный перечень функциональных обязанностей. За собой я оставил общий контроль, а малОй был моим замом! И жизнь сразу наладилась. Старший сын был главным лапокрутом (в наказание за сломанный кран), старший средний отвечал за уровни и укладку вещей, младший средний за закрытые полки, люки, двери, окна, выключенный свет и газ, малОй их всех контролировал и докладывал о недостатках, а мама нас всех кормила, мирИла и следила, чтобы мы хорошо отдыхали!
Еды в дорогу мы взяли много. В общей сложности 70 банок различных консервов и ящик доширака. Скоропорт покупали ежедневно на 1, 2 приема пищи и практически ничего не выбрасывали. Около 20 банок консервов привезли назад домой. Дошираку повезло меньше. У старшего среднего с ним свои счёты...
Очень важный вопрос по питьевой воде. Мы пили только бутилированную воду и на ней готовили, поэтому отдых не был испорчен инфекционным отделением районной больницы, чему мы очень рады и всем этого желаем. У детей была недолгая и легкая акклиматизация, которая не повлияла на хорошее настроение и впечатления от отдыха. Я в первый день на Азове получил хороший ожог плеча (трезвый был, клянусь соседским поросёнком) и шрам остался до сих пор, поэтому противоожоговую мазь в аптечке иметь надо обязательно.
В полуденный зной, во время сиесты здорово выручают открытые на проветривание окна и крепкий сон под морским бризом и шелестом штор не оставляет сомнений в ненужности кондиционера. Ни разу не было ситуации, при которой мы бы пожалели об отсутствии кондея в караване.
С велосипедами решили так: в первую поездку их не берём, но если случится ситуация, при которой мы скажем: - эх, сейчас бы на великах покататься! То в следующую поездку мы их возьмём. Не случилось. Но тут все сугубо индивидуально. Самокат у младшего среднего был, и он все время спрашивал, зачем мы его взяли, если кататься негде? На что я ему ответил, что приедем в Ялту - узнаешь! Приехав в Ялту, мы остановились в кемпинге "Репарио" и, расположившись, пошли к морю. Территория асфальтированная и сын взял таки самокат и очень бодро покатился под горку, но не знал длину и крутизну склона и стал очень быстро набирать скорость. Мы замешкались и не успели среагировать поймав его. А на пути был новый красный миникупер. Испугавшись, что влетит в дорогую машину, пацан падает, самокат летит в сторону, он в колесо британца.... Мы подбегаем, он плачет от испуга и боли и вопит: говорили - приедем в Ялту, узнаешь, зачем самокат! ВОТ УЗНАААЛ!!! Все обошлось разбитой коленкой и лёгким испугом, но самокат он больше не брал!
Продолжение следует...