Зачем в тепловозе «черный ящик» и почему его не любят машинисты

На железной дороге машинист чувствует себя не так вольготно как, например, дальнобойщик на трассе или водитель автобуса. Каждое его действие строго прописано инструкцией, а за ее соблюдением следят специальных устройства, по сути своей похожие на «черные ящики» в самолетах. О них расскажет наш автор – машинист тепловоза Алексей Алексеев (здесь его канал).

Зачем в тепловозе «черный ящик» и почему его не любят машинисты

Вы можете мне ответить, что водитель тоже управляет автомобилем на дороге согласно своих правил – ПДД. Да, это так. Однако ПДД не говорят, как именно, скажем, водитель должен нажимать на педаль тормоза, с каким усилием, на какой угол поворачивать руль, насколько резко или плавно это делать и т.д.

В то же время когда каждое действие машиниста строго прописано в инструкциях и, кроме того, весь его алгоритм постоянно записывается и фиксируется в память специальным устройством, подобным «черному ящику» в авиации.

«Клубная» жизнь машинистов

Сейчас практически у каждого машиниста где бы он не работал, на какой бы дороге не водил поезда, обязательно есть «клубная» жизнь. Только в данном случае имеется в виду не досуг в виде приятного времяпрепровождения в каком-нибудь ночном клубе, баре или ресторане, как вы могли бы подумать, а специальное устройство называемое аббревиатурой КЛУБ – комплекс локомотивных устройств безопасности. Вот так выглядит один из его блоков, который постоянно находится у машиниста перед глазами.

Зачем в тепловозе «черный ящик» и почему его не любят машинисты
Блок индикации и ввода параметров системы КЛУБ-У на электровозе ВЛ10

Придя в депо на явку к назначенному часу, машинист вместе с маршрутным листом получает у дежурного по депо кассету регистрации.

Зачем в тепловозе «черный ящик» и почему его не любят машинисты
Кассета регистрации системы безопасности КЛУБ

Перед началом приемки локомотива и его тормозного оборудования машинист обязан вставить в кассетоприемник кассету регистрации, где она затем и должна оставаться все время до окончания поездки.

Зачем в тепловозе «черный ящик» и почему его не любят машинисты
Кассета регистрации системы КЛУБ установленная в кассетоприёмнике

Установив кассету, машинист вводит на блоке индикации свой табельный номер, номер поезда, количество осей в его составе, массу поезда и количество вагонов.

Зачем в тепловозе «черный ящик» и почему его не любят машинисты
Блок индикации БИЛ-УТ системы КЛУБ-У, установленный на маневровом тепловозе ТЭМ18ДМ.

Горящая пиктограмма наверху блока БИЛ, свидетельствует о том, что ведется запись на кассету регистрации. Машинист всегда должен это контролировать.

Зачем в тепловозе «черный ящик» и почему его не любят машинисты
Пиктограмма отображения записи информации на кассету регистрации.

По окончании поездки по прибытию в депо кассета регистрации снимается и вместе с прочими документами сдается дежурному по депо. Утеря кассеты регистрации может грозить машинисту неприятностями – от депримирования до выговоров, снижения класса квалификации и т.д. Помимо этого стоимость утерянной кассеты также придется возместить депо.

При крушении поезда, машинисту категорически запрещается снимать кассету регистрации или скоростемерную ленту, этим будет уже заниматься специальная комиссия. В этом случае кассета регистрации становится не просто носителем информации, а юридическим документом.

«Если ты не знаешь что это такое, значит у тебя никогда не было тик-тик-тик…»

Однажды, просматривая что-то в Яндексе, в картинках среди демотиваторов увидел фото скоростемера 3СЛ-2М с таким контекстом. Улыбнуло. Действительно, если ты никогда не был в кабине локомотива, где все еще стоят старые системы безопасности, а вместо КЛУБа «деревянный», как говорят машинисты, скоростемер, значит тебе никогда не приходилось наматывать версты пути под его непрерывное тиканье, гулко стоящее в кабине.

Зачем в тепловозе «черный ящик» и почему его не любят машинисты
Старый добрый скоростемер 3СЛ-2М и рядом с ним скоростемерная лента на тепловозе 2М62

С непривычки это может даже вызывать раздражение.

Сегодня, поднявшись на локомотив, если машинист видит что там стоит не КЛУБ с кассетой регистрации, а старенький скоростемер 3СЛ-2М – он с облегчением вздыхает, поездка ему предстоит не такая напряженная.

Зачем в тепловозе «черный ящик» и почему его не любят машинисты
Тепловоз серии 2М62, на нём всё еще стоит скоростемер 3СЛ-2М

В скоростемер вместо кассеты регистрации заправляется скоростемерная лента и вкручиваются писцы. Это старая система безопасности уже уходящая в прошлое. Очень мало на каких локомотивах она все еще осталась.

Зачем в тепловозе «черный ящик» и почему его не любят машинисты
Скоростемерная лента и писец

Так чем же хороша лента с писцами на старом скоростемере? Дело в том, что он фиксирует всего восемь основных параметров работы: скорость, время, движение задним ходом, давление в тормозной магистрали, включение клапана автостопа ЭПК и сигнальные огни локомотивного светофора (желтый, КЖ, красный). Фактическая регистрация скорости на ленте допускается с погрешностью на величину до 5 км/ч.

В то время когда на КЛУБ-У скорость движения учитывается вплоть до 1 км/ч, при этом в общей сложности контролируется около 40 параметров во время работы, вплоть до того подавал ли машинист в пути следования сигналы свистков или нет.

При этом ленту машинист постоянно должен протаскивать: при переходе с поездной на маневровую работу, при пробе тормозов на станции, перед прицепкой и продувкой тормозной магистрали, после смены кабины управления и так далее. Иначе он усложняет работу при расшифровки, а отсутствие протяжки для отделения ленты будет считаться нарушением в работе машиниста.

Зачем в тепловозе «черный ящик» и почему его не любят машинисты
Регистрация параметров на скоростемерной ленте

Куда все машинисты боятся заходить без стука?

В каждом депо есть специальный отдел, который занимается расшифровкой кассет регистрации и скоростемерных лент, он так и называется «Расшифровка». В отделе работают техники по расшифровке, профессиональное призвание которых – анализ кассет регистрации и выявление нарушений в работе машиниста.

Возглавляет отдел старший техник по расшифровке. Абсолютно все кассеты (или ленты) сдаются дежурным по депо в расшифровку, где они обрабатываются и заносятся в журналы регистрации. Расшифровка видит все, как ехал машиниста, особенно на кассетах регистрации КЛУБ или КПД.

Зачем в тепловозе «черный ящик» и почему его не любят машинисты
Программа расшифровки и графического отображения

Выявленные в ходе расшифровки нарушения, сделанные машинистами заносятся в специальный журнал (боксование колесных пар, отсутствие пробы тормозов или проба в неустановленном месте, применение вспомогательного тормоза дольше положенного времени, срабатывание автостопа, превышение скорости и прочее).

Последствия и санкции для машиниста за нарушения, могут быть самые разные, в зависимости от того, что он натворил. Это может быть назначение дополнительных технических занятий, внепланового тестирования, лишение премии, смена талона по безопасности... Или даже более печальные.

Кстати, у обычных машинистов кассеты или ленты расшифровываются после каждой поездки. Но на железной дороге есть такая вещь, как «паспорт доверия». Его получают только лучшие машинисты. В этом случае проверяется только 20% кассет этого машиниста. Получить паспорт доверия довольно сложно, а потерять легко.