РЖД начали эксперимент с ароматизацией вагонов: как пассажиры реагируют на принудительные запахи

Мы только что успели рассказать о планах производителей запустить выпуск вагонов с системой ароматизации воздуха, как Федеральная пассажирская компания решила не ждать и начала тестировать эту идею в уже курсирующих поездах.

«Невский экспресс». Фото: пресс-служба РЖД

Идея «утреннего аромата кофе» и первые сомнения

Напомню, что буквально недавно заместитель генерального директора «Трансмашхолдинга» Александр Лошманов делился планами:

«Мы изучаем новые тренды. Одно из перспективных направлений — аромадизайн. Скорее всего, уже с 2023 года в вагонах можно будет реализовать такую систему, когда, например, утром по вагону будет распространяться запах свежесваренного кофе».

Мне эта идея сразу показалась спорной. Ведь у людей разные предпочтения и особенности здоровья: кому-то определённые запахи могут быть неприятны, у кого-то — вызывать головную боль или аллергическую реакцию. В условиях ограниченного пространства и часто недостаточной вентиляции это может создать дополнительные неудобства.

Реакция пассажиров: критика и опасения

Читатели, комментировавшие мой предыдущий пост об ароматизированных вагонах, в основном выражали недовольство. Вот некоторые из самых популярных мнений:

«Это просто кошмар. Я страдаю аллергией, в том числе на резкие запахи. Если рядом зажгут ароматическую свечу, у меня сразу начинается чихание, сильный насморк, слезятся глаза и раскалывается голова. Если эту идею действительно воплотят в жизнь, многим людям будет просто невозможно зайти в вагон»;

«Невский экспресс» внутри. Фото: пресс-служба РЖД

«Всё потому, что эту абсурдную затею не опробовали на самих руководителях РЖД. А стоило бы! Посадить их в случайный купейный вагон от Москвы до Владивостока на семь дней, не выпуская, с кондиционером и телевизором. А утром — ароматерапия... И засчитать эту поездку как часть отпуска...»;

«Да уж... Классика: дураки и дороги — вечные проблемы... Интересно, что мешает наладить обратную связь с пассажирами, чтобы понять, что им на самом деле нужно?».

А вот ещё одно мнение от человека с практическим опытом:

«Мы пробовали устанавливать ароматизаторы в магазинах и заметили снижение потока покупателей. Стали разбираться: у многих оказалась аллергия на распыляемые ароматы, хотя мы подбирали их очень тщательно. У некоторых появлялась тошнота и головные боли, а сотрудники просто не могли работать в ароматизированных помещениях — у всех начинала болеть голова!»

Эксперимент уже начался: детали от ФПК

Но, судя по всему, в Федеральной пассажирской компании наш блог не читают, хотя у нас были надежды на обратное. И вот сюрприз — ждать 2023 года не стали. Ароматизацию воздуха в вагонах начали тестировать прямо сейчас. Как заявлено, это делается «в целях повышения качества услуг и уровня удовлетворённости пассажиров».

«На текущий момент ароматизация проходит тестирование в нескольких вагонах поезда № 747/748 “Невский экспресс” в рамках эксперимента для сравнения с вагонами без ароматизации. Аромат распыляется по методу холодной диффузии — это одна из самых современных и продвинутых технологий в области ароматизации помещений. Каждое устройство программируется под определённую концентрацию запаха в воздухе, при этом распылённые частицы полностью растворяются, не оседая на поверхностях, одежде или мебели», — пояснили в ФПК.

«Невский экспресс» внутри. Фото: пресс-служба РЖД

«Для коридоров вагонов выбран аромат с преимущественно цитрусовыми нотами. Для туалетных комнат предусмотрены свежие и лёгкие запахи, ассоциирующиеся с чистотой. Все используемые ароматы являются гипоаллергенными и не вредят здоровью пассажиров», — уверяют представители компании.

Эксперимент, по словам ФПК, продлится два месяца. Пассажиров будут опрашивать об их впечатлениях, а затем «сравнительный анализ мнений позволит определить целесообразность дальнейшего внедрения ароматизации в вагонах поездов дальнего следования».

Так что если вы не хотите против своей воли вдыхать навязанные ароматы, пока лучше избегать поезда «Невский экспресс» в целом. Потому что конкретные вагоны, где проводится тестирование, не афишируются. Жаль — поезд в целом был неплохим.