Недавно я вернулся из долгожданного путешествия по Алтаю — это был невероятный опыт, о котором я обязательно расскажу подробнее. Но сначала хочу поделиться тем, как я готовился к этой поездке, ведь подготовка — это половина успеха любого приключения.
Алтай был моей заветной мечтой почти два года. Я постоянно листал фотографии в Instagram, восхищался пейзажами и обещал себе, что однажды обязательно отправлюсь туда в отпуск.
Но для жителя Поволжья, такого как я, Алтай кажется чем-то далеким, дорогим и не очень удобным. По крайней мере, так выглядит на первый взгляд. Всё меняется, когда начинаешь вникать в детали. А детали, как правило, сводятся к нескольким ключевым вопросам:
- Когда лучше всего ехать?
- Как добраться?
- На чём перемещаться по региону?
- Где останавливаться на ночлег?
- Как успеть увидеть максимум красот за ограниченное время?
Давайте разберем каждый пункт по порядку.
Выбор времени года
Изучая посты в соцсетях и видео на YouTube, я пришел к выводу, что самый живописный период на Алтае — это конец лета и начало осени. В это время горные реки становятся прозрачнее (весной они часто мутные из-за таяния снега), а листва приобретает яркие осенние оттенки. Для меня, как для человека с фотоаппаратом, было важно запечатлеть именно эту красочную палитру. Что касается дождей — они на Алтае непредсказуемы и могут пойти в любое время года, так что на этот фактор сложно делать ставку. Тем более, в горах погода способна меняться несколько раз за день.
В итоге я выбрал для поездки август, хотя позже, уже на месте, понял, что пик красоты, пожалуй, приходится на сентябрь.
Транспорт: как добраться и передвигаться
Я обожаю путешествовать на машине — для меня это синоним свободы. Можно сворачивать в незапланированные места, останавливаться когда захочется и чувствовать себя полностью независимым. На своём автомобиле я уже успел побывать в Грузии, Крыму и Домбае.
Однако путь от Самары до Алтая составляет около 2500 километров в одну сторону. Получается, что 5000 километров — это просто дорога туда и обратно, без учёта поездок по самому Алтаю. Такой вариант показался мне не очень рациональным, поэтому я начал изучать авиа- и железнодорожные билеты.
Поезд оказался удобнее. Во-первых, с собой было много вещей: фоторюкзак, техника, зарядки, пауэрбанки, а также разная одежда и обувь на случай переменчивой погоды. В поезде всё это перевозить проще, да и сам путь становится частью отдыха — особенно на обратной дороге, когда хочется расслабиться после насыщенных впечатлений. В итоге я купил билеты Самара–Новосибирск–Самара за пару месяцев до отпуска.
Почему именно Новосибирск, а не, скажем, Барнаул? Потому что я планировал взять там машину напрокат и уже на ней колесить по Алтаю. Так я мог сохранить любимый формат путешествий!
Но тут меня ждал сюрприз: во всех прокатных конторах Новосибирска на наши даты не оказалось свободных кроссоверов. Я рассчитывал на машину повыше, понимая, что еду в горную местность. Однако даже Renault Duster (да, их тоже сдают в аренду!) были забронированы на долгий срок. Видимо, после периода самоизоляции многие ринулись в путешествия.
После звонков в несколько фирм стало ясно: кроссовер можно было забронировать только за три-четыре месяца. Пришлось брать седан. И знаете что? Я не пожалел. Во-первых, это вышло значительно дешевле (2200 рублей в сутки вместо 4000–5000). Во-вторых, все основные достопримечательности Алтая, доступные городским кроссоверам, оказались по силам и обычному седану. В общем, забронировав Kia Rio, я был готов к покорению алтайских дорог.
Жильё: от палатки до комфорта
С ночлегом всегда интересный выбор: палатка или гостиница? Хочется и сэкономить, и отдохнуть с удобствами. Со временем я выработал для себя оптимальную схему: большую часть отпуска ночую в простых, бюджетных местах, а на пару ночей в конце бронирую что-то по-настоящему комфортное. Это позволяет почувствовать, что отпуск всё-таки наступил, и расслабиться после активных дней.
Так я поступил и на Алтае. Мы позволили себе роскошь остановиться в отеле «Чепош Парк» (это не реклама, я за это не получал ни копейки). В этом году его активно рекомендовали блогеры — и не зря. Место потрясающее: продуманное, экологичное, с вниманием к деталям. Мы провели там две ночи, наслаждаясь природой и заряжаясь энергией. Возможно, именно поэтому Алтай оставил у меня такие тёплые воспоминания.
Остальные ночёвки были попроще, но это не мешало нам восхищаться красотами. Вообще, с жильём на Алтае проблем нет, если бронировать заранее. На многих турбазах висят таблички «Мест нет» или «Места есть», но надеяться на удачу в сезон не стоит.
Вариантов много: можно поставить палатку в кемпинге за символическую плату, снять простой домик с минимальными удобствами или, если бюджет позволяет, остановиться в местах вроде KLEVER Resort или «Алтай Резорт» — это уже уровень «всё включено» с полным комфортом и организацией досуга.
Планирование маршрута
У среднестатистического жителя Самары в году 28 дней отпуска, которые обычно делятся на две части по 14 дней. За это время хочется успеть как можно больше, поэтому планированию я уделяю особое внимание. В ход идут Instagram для поиска красивых локаций, YouTube для реалистичной оценки мест и, конечно, карты — Google, Яндекс или Maps.Me, чтобы понимать, как подъехать к точкам интереса.
На Алтае главная артерия — Чуйский тракт, дорога великолепного качества, входящая в десятку самых живописных автомобильных маршрутов мира. Планирование сводилось к сбору точек, сортировке их по географии, расчёту ночёвок и построению логичного маршрута.
Вот так в общих чертах выглядела моя подготовка к путешествию на Алтай. А как готовитесь к поездкам вы? Может, есть какие-то нюансы, о которых я не упомянул? Или остались вопросы по моему рассказу? Буду рад ответить в комментариях!
