Мне уже несколько раз задавали один и тот же вопрос: кто эти двое мужчин на фотографии и почему они так нежно держатся за руки? Видимо, судьба, пора раскрыть эту историю и поделиться тем, что мне удалось узнать.
Этот удивительный кадр сделал не просто случайный путешественник, а сотрудник Этнографического отдела Русского музея — Лев Леонидович Капица. В конце 1920-х годов он отправился в экспедицию по Карелии, где и запечатлел эту сцену.
Оказалось, подобный сюжет — не уникальная находка одного фотографа. Он встречается и на других исторических снимках из карельских земель. Например, вот эта фотография была сделана гораздо раньше, в 1894 году, финским ученым и фотографом Инто Конрадом Инха во время его путешествия по территориям современной Карелии. И здесь мы снова видим мужчин, взявшихся за руки.
На этом снимке — братья Павел и Трифон из деревни Ухта. В момент съемки они исполняли руны. И здесь кроются два крайне любопытных момента, которые стоит пояснить.
Что такое «руны» в Карелии?
1. У многих слово «руны» сразу вызывает ассоциации с древнегерманскими письменами, таинственными символами на камнях.
Однако в Карелии и соседних регионах «рунами» называли не письмена, а народные эпические песни. Именно из этих устных сказаний, передававшихся из поколения в поколение, и был собран великий карело-финский эпос «Калевала».
Более того, существовала целая профессия — рунопевец. Эти люди ходили по деревням, исполняя древние сказания, и таким образом зарабатывали на жизнь. Возможно, именно благодаря этой традиции, руны как устное наследие сохранялись веками. Это позволило финскому фольклористу Элиасу Лённроту в XIX веке собрать разрозненные песни в единый монументальный эпос.
Исполнителями были обычные крестьяне — карелы, ижоры, ингерманландцы, финны. Они пели, часто в унисон или по очереди, а аккомпанементом могла служить игра на кантеле — традиционном струнном инструменте.
Была ли поза «за руки» постановкой?
2. Второй момент вызывает споры среди исследователей. Некоторые специалисты считают, что поза, в которой рунопевцы держатся за руки, — искусственная, постановочная, не характерная для их реальной традиции.
Считается, что в российской Карелии такая манера исполнения никем из ученых того времени не была зафиксирована «вживую». Поэтому все подобные фотографии конца XIX — начала XX века часто записывают в разряд постановочных.
Хотя есть и другая версия: возможно, к моменту, когда фотографы с камерами добрались до отдаленных карельских деревень, эта конкретная традиция совместного пения уже была утрачена как в России, так и в Финляндии.
Например, в публикации Л.И. Ивановой «Портрет севернокарельского сказителя XIX в. в записях финских собирателей» приводится интересная деталь. Со ссылкой на книгу А. Р. Ниеми (1921 год) описывается, как было сделано то самое фото братьев из Ухты. Фотограф Инха, зная описание Лённрота о состязаниях певцов, попросил стариков сесть напротив и взяться за руки. Но для самих братьев, как отмечается, эта поза оказалась незнакомой и непривычной.
Лично мне версия о полной искусственности таких поз кажется несколько натянутой. Конечно, я не эксперт в этнографии. Но непонятно, зачем разным, причем серьезным исследователям вроде Капицы, делать множество однотипных «постановок»? Разве что они пытались реконструировать ушедший обычай, опираясь на старые описания.
А вот что писал о подобном обычае сам Элиас Лённрот, составитель «Калевалы», в своих путевых заметках, опубликованных в 1885 году:
