Тайна рунопевцев: почему карельские сказители держались за руки?

Мне уже несколько раз задавали один и тот же вопрос: кто эти двое мужчин на фотографии и почему они так нежно держатся за руки? Видимо, судьба, пора раскрыть эту историю и поделиться тем, что мне удалось узнать.

Этот удивительный кадр сделал не просто случайный путешественник, а сотрудник Этнографического отдела Русского музея — Лев Леонидович Капица. В конце 1920-х годов он отправился в экспедицию по Карелии, где и запечатлел эту сцену.

Оказалось, подобный сюжет — не уникальная находка одного фотографа. Он встречается и на других исторических снимках из карельских земель. Например, вот эта фотография была сделана гораздо раньше, в 1894 году, финским ученым и фотографом Инто Конрадом Инха во время его путешествия по территориям современной Карелии. И здесь мы снова видим мужчин, взявшихся за руки.

На этом снимке — братья Павел и Трифон из деревни Ухта. В момент съемки они исполняли руны. И здесь кроются два крайне любопытных момента, которые стоит пояснить.

Что такое «руны» в Карелии?

1. У многих слово «руны» сразу вызывает ассоциации с древнегерманскими письменами, таинственными символами на камнях.

Однако в Карелии и соседних регионах «рунами» называли не письмена, а народные эпические песни. Именно из этих устных сказаний, передававшихся из поколения в поколение, и был собран великий карело-финский эпос «Калевала».

Более того, существовала целая профессия — рунопевец. Эти люди ходили по деревням, исполняя древние сказания, и таким образом зарабатывали на жизнь. Возможно, именно благодаря этой традиции, руны как устное наследие сохранялись веками. Это позволило финскому фольклористу Элиасу Лённроту в XIX веке собрать разрозненные песни в единый монументальный эпос.

Исполнителями были обычные крестьяне — карелы, ижоры, ингерманландцы, финны. Они пели, часто в унисон или по очереди, а аккомпанементом могла служить игра на кантеле — традиционном струнном инструменте.

Была ли поза «за руки» постановкой?

2. Второй момент вызывает споры среди исследователей. Некоторые специалисты считают, что поза, в которой рунопевцы держатся за руки, — искусственная, постановочная, не характерная для их реальной традиции.

Считается, что в российской Карелии такая манера исполнения никем из ученых того времени не была зафиксирована «вживую». Поэтому все подобные фотографии конца XIX — начала XX века часто записывают в разряд постановочных.

Хотя есть и другая версия: возможно, к моменту, когда фотографы с камерами добрались до отдаленных карельских деревень, эта конкретная традиция совместного пения уже была утрачена как в России, так и в Финляндии.

Например, в публикации Л.И. Ивановой «Портрет севернокарельского сказителя XIX в. в записях финских собирателей» приводится интересная деталь. Со ссылкой на книгу А. Р. Ниеми (1921 год) описывается, как было сделано то самое фото братьев из Ухты. Фотограф Инха, зная описание Лённрота о состязаниях певцов, попросил стариков сесть напротив и взяться за руки. Но для самих братьев, как отмечается, эта поза оказалась незнакомой и непривычной.

Лично мне версия о полной искусственности таких поз кажется несколько натянутой. Конечно, я не эксперт в этнографии. Но непонятно, зачем разным, причем серьезным исследователям вроде Капицы, делать множество однотипных «постановок»? Разве что они пытались реконструировать ушедший обычай, опираясь на старые описания.

А вот что писал о подобном обычае сам Элиас Лённрот, составитель «Калевалы», в своих путевых заметках, опубликованных в 1885 году:

«Побыв недолго в этой деревне (Кивиярви), я отправился в Латваярви, расположенную в миле отсюда, где жил крестьянин Архиппа, слывший хорошим рунопевцем. Это был 80-летний старец, но с удивительно сохранившейся памятью. Целых два дня, захватив немного и третьего, я записывал от него руны. ... Таким образом, я был очень доволен своим решением посетить его. Кто знает, застал бы я еще старика в живых в другой раз, а если бы он умер, изрядная часть наших древних рун ушла бы с ним в могилу...У нас был помощником один из деревни Лапукка, тоже хороший певец, но все же с отцом покойным не сравнить. Зачастую они пели у костра ночи напролет, взявшись за руки, но никогда не повторяли одну и ту же песню дважды».