Уже несколько человек спросили меня, что это за мужики, и почему они держатся за руки, так что мне уже не отвертеться, надо писать про них статью :)
Автор этой фотографии - сотрудник Этнографического отдела Русского музея - Л.Л. Капица. В конце 20-х годов он побывал в Карелии, где и сделал этот кадр.
Сюжет на нем не редкий, и повторяется и на других исторических карельских фото. Например, вот эта фотография сделана Инха (Нюстрем) Инто Конрадом в 1894 году, когда он путешествовал по территории нынешней Карелии. И тут мужчины тоже за руки взялись.
Это Павел и Трифон из Ухты. На фото они поют руны. И тут есть два интересных нюанса.
1. Руны обычно ассоциируются с письменностью древних германцев.
Но на на территории Карелии рунами называли народные эпические песни. Именно на основе этих рун и был собран карело-финский эпос Калевала.
Причем, была даже такая профессия - рунопевцы, люди ходили по деревням, пели народный эпос, и так зарабатывали. Возможно, в том числе и поэтому руны в Карелии (и на соседних с ней территориях) так хорошо сохранялись веками, и Элиас Леннрот смог их собрать в конце XIX века, и создать Калевалу.
Исполнителями рун, как правило, были простые крестьяне из карел, ижор, ингерманландцев и финнов. Они пели руны в один голос, иногда — попеременно двумя голосами, часто сопровождая исполнение игрой на кантеле и подобных инструментах.
2. Почему-то такие фото некоторые специалисты считают постановкой (именно потому что люди за руки взялись, а это якобы для них нетрадиционно).
Вообще считается, что Российской Карелии подобная манера исполнения рун никем из исследователей не зафиксирована. А все эти фотографии рунопевцев, что исполняют руны взявшись за руки, сделанные в конце XIX - начале XX века, принято считать постановочными.
Хотя, не исключено, что к этому времени данная традиция исполнения рун попросту уже была утрачена, как в Российской Карелии так и в Финляндии.
Например, в публикации "Портрет севернокарельского сказителя XIX в. в записях финских собирателей", Ивановой Л.И говорится, что в книге А. Р. Ниеми (от 1921 года) описана ситуация, во время которой было сделано известное фото, где два старых рунопевца держатся за руки.
"Поза считается не только постановочной, но и не соответствующей действительности. На снимке два брата из Ухты, Павел и Трифон. Старшему в 1894 г. было 78 лет, руны он выучил от отца, который пел еще Э. Леннроту, за что и получил от него пять рублей.
Как пишет И. К. Инха, «братья были уже старики, придерживались старинных обычаев, но были уважаемы в деревне». Они сначала стеснялись и отказывались петь, но затем «открыли стихотворный ларец avaisivat virsi-lippaansa и запели».
И. К. Инха попросил их сесть напротив друг друга, взявшись за руки, как описывал Э. Леннрот состязание рунопевцев, но для них эта поза оказалась незнакомой".
Лично мне это утверждение про неестественность позы кажется надуманным. Хотя я тут с конечно, не специалист. И может так оно и есть. Правда, не ясно, зачем разным авторам делать так много постановок, причем не просто путешественникам, а ученым, как тот же Капица.
А вот как об этом обычае (держаться за руки), писал Леннрот - составитель Калевалы, опубликовавший записки о своих путешествиях по Карелии в 1985 году:
«Побыв недолго в этой деревне (Кивиярви), я отправился в Латваярви, расположенную в миле отсюда, где жил крестьянин Архиппа, слывший хорошим рунопевцем. Это был 80-летний старец, но с удивительно сохранившейся памятью. Целых два дня, захватив немного и третьего, я записывал от него руны. ... Таким образом, я был очень доволен своим решением посетить его. Кто знает, застал бы я еще старика в живых в другой раз, а если бы он умер, изрядная часть наших древних рун ушла бы с ним в могилу...
У нас был помощником один из деревни Лапукка, тоже хороший певец, но все же с отцом покойным не сравнить. Зачастую они пели у костра ночи напролет, взявшись за руки, но никогда не повторяли одну и ту же песню дважды".