Город вдов Вриндаван: как тысячи изгнанных женщин живут в современной Индии

Один из читателей как-то спросил меня: "А нам-то зачем это знать?" Что ж, вопрос резонный — какое, казалось бы, дело нам до судеб вдов, живущих на другом конце света? Но я убежден, что знать о том, что происходит в мире, важно. Ведь никто не может предсказать, как сложится жизнь в нашей собственной стране через несколько десятилетий! Сегодня я хочу поделиться историей, написанной Синтией Горни, талантливым автором National Geographic, где я работаю. Она рассказывает о городе вдов в Индии — Вриндаване. Лично я до сих пор не могу понять, как такое возможно в наше время. Почему государство, в котором живут одни из лучших в мире программистов, не вмешается и не наведет порядок? Индию сложно назвать отсталой страной, но эта проблема существует.

Изгнанные из жизни

В некоторых культурах женщина, потерявшая мужа, становится изгоем и часто оказывается в приюте. А где-то вдов и вовсе лишают всего самого дорогого: детей, земли, крова. Есть ли у них надежда на перемены к лучшему?


Точное количество вдов во Вриндаване неизвестно. По разным данным, их от двух-трех тысяч до десяти и даже больше. Сам Вриндаван и окрестные поселения — это религиозный центр с множеством храмов, посвященных богу Кришне, и ашрамов. Здесь вдовы, у которых нет средств к существованию, целыми днями сидят на полу и исполняют бхаджаны — религиозные песнопения. Формально это занятие для паломников и священнослужителей, но многократно повторяя молитвы, женщины могут заслужить тарелку горячей еды, а если повезет — то и коврик, на котором можно переночевать.

Даже если родственники не выгоняют вдову из дома, ей ежедневно дают понять, что ее роль в семье сыграна. В Индии женщина, пережившая мужа, навсегда становится обузой. Как говорит делийский психолог Васанта Пхатри, она "физически жива, но социально мертва". Вриндаван известен как "город вдов", поэтому сюда стекаются потерявшие мужей женщины — одни, добираясь на автобусах и поездах. И так продолжается из поколения в поколение.

Правила скорби

Вдова не имеет права носить яркую одежду или выглядеть привлекательно — это считается неуместным для ее новой роли вечной, униженной плакальщицы. Ей положено есть только пресную пищу, маленькими порциями, потому что богатый вкус и специи могут пробудить страсть, которую она больше не должна испытывать. Все эти правила уходят корнями в традиции индуизма. Многие образованные индийцы от них отказались, но в некоторых деревнях и консервативных семьях к ним до сих пор относятся со всей серьезностью.

Новая семья

«Никто из нас не хочет возвращаться к своим семьям, — твердо говорит на бенгальском языке худая Канаклата Адикари, сидя на кровати в комнате приюта, которую она делит с семью другими вдовами. — Мы не общаемся с родственниками. Мы сами — вот наша семья».

Материал подготовлен специально для National Geographic Russia. Здесь вы можете найти больше информации о судьбах вдов, и не только в Индии.

Подписывайтесь на раздел zorkinadventures в Яндекс.Мессенджере — по этой ссылке.