Я как-то писала о чуме на Руси, и многие читатели в комментариях горячо возражали, утверждая, что эта болезнь к нам просто не могла проникнуть. Мол, повсюду стояли бани, высокая температура в которых убивала всех насекомых-переносчиков. Считалось, что наши предки были невероятно чистоплотны, а грязь в жилищах строго осуждалась.
Суровая реальность эпидемий
Однако исторические факты говорят об обратном. Чума на Руси не просто бывала — она свирепствовала. Конечно, некоторые вспышки обходили наши земли стороной, но утверждать, что мы никогда не сталкивались с этой напастью, — значит искажать историю. Болезнь приходила, уносила тысячи жизней, и об этом сохранилось немало письменных свидетельств.
Одна из самых масштабных эпидемий разразилась в 1654–1655 годах. Летом 1654-го чума проникла в Москву, вызвав панику. Беженцы, покидавшие столицу, разнесли заразу по центральным регионам, и уже к сентябрю болезнь охватила огромные территории. Она бушевала не только в России, но и в Казани, Астрахани, а также в Речи Посполитой, с которой в то время шла война. Ещё одна серьёзная вспышка началась в 1771 году, пришедшая из Османской империи. В разгар московской эпидемии того года ежедневно умирало до тысячи человек.
Любопытно, что чума чаще всего свирепствовала на северо-западных рубежах — в Смоленске, Пскове, Новгороде, редко добираясь до самой столицы. Поэтому, когда «моровое поветрие» всё же достигало центральных областей, люди оказывались в растерянности и не знали, как ему противостоять.
Откуда приходила беда?
Считается, что природные очаги чумы не распространяются севернее 50-й параллели. Значит, все эпидемии в этих широтах были занесены извне. Происхождение чумы 1654 года до конца не ясно. Есть версия, что она пришла из Азии, возможно, из Персии, через Астрахань. Не исключён и занос с украинских земель или из Крыма.
Если рассматривать бани и связанную с ними чистоплотность как защиту от чумы, то в этом есть доля логики. Но здесь кроется важный нюанс: бани были распространены в основном на севере и кое-где в центральной России. А вот на юге, откуда, по одной из версий, и приходила чума, они были редким явлением.
Быт без бань: пример Черноземья
Вплоть до начала XX века жители Курской и других чернозёмных губерний мылись не в специальных банях, а дома — в корыте или ушате, летом отправлялись на речку. Иногда для мытья использовали даже домашнюю печь.
«К глубокому сожалению, — отмечалось в материалах VII съезда земских врачей Курской губернии, — сельское население совсем не знает бань», которые были типичны для северных регионов. Из-за этого во многих сёлах, удалённых от водоёмов, крестьяне мыли тело лишь трижды в жизни: при рождении, перед свадьбой и после смерти. Широко распространялась чесотка. Например, в 1891 году за медицинской помощью в губернии обратилось около 45 тысяч чесоточных больных, а в 1892-м — более 46 тысяч. В Суджанском уезде к врачам ходили целыми семьями.
Почему бань не было?
Причины, скорее всего, самые обыденные. Во-первых, как уже упоминалось, многие деревни стояли далеко от рек и озёр, и воды для частого мытья просто не хватало. Отсюда и практика мытья «по большим случаям».
Во-вторых, был острый дефицит дров. Топить избу дровами могли позволить себе лишь самые зажиточные семьи. О каких банях тут могла идти речь?
«Отапливались зимой дома деревом: у зажиточных – дровами, у крестьян меньшего достатка – сучьями и дровами, у самых бедных – только сучьями», — писал один из корреспондентов Этнографического бюро. Летом топили чем придётся: хворостом, соломой, сушняком.
Антисанитария как норма жизни
Поскольку обогревать что-либо, кроме самой избы, было невозможно, зимой в одном помещении с людьми жил и домашний скот. О чистоте и здоровом климате в таких условиях говорить не приходилось.
«Зимой в избе содержали телят, поросят, ягнят, коз и птицу, а в сильные морозы нередко загоняли коров для дойки. В избах, где зимовала скотина, на пол стелили солому. В помещении создавались антисанитарные условия, господствовали сырость, смрад, грязь. В этих условиях развивались и распространялись заразные болезни. Тараканы, мухи, блохи, клопы не были редкостью в крестьянских жилищах. «Мухи и блохи встречаются во множестве», – писали корреспонденты Этнографического бюро о крестьянских избах. Полы мылись лишь перед большими престольными праздниками, к Пасхе, Рождеству».
Неудивительно, что в такой среде любая зараза чувствовала себя прекрасно и легко распространялась, добираясь и до тех регионов, где бани всё же были.
Но даже там, где люди мылись, они не могли защититься от всех болезней, принесённых извне. Стоит помнить, что и сегодня в деревнях многие моются раз в неделю. В прошлом же это могли делать ещё реже.
А насекомые-переносчики чумы и других инфекций не будут ждать дня помывки. Они успевают заразить человека, и тогда уже никакая баня не поможет.
Источник цитат - Мухина З.З. Семейный быт и повседневность крестьян Курской губернии: традиции и динамика перемен в пореформенной России, М.: ИЭА РАН, 2012. – 299 с.
