То, что в Тае сейчас грустненько, несмотря на то, что все живы-здоровы и вирус они победили, и уже 84 дня ни одного нового случая заражения внутри страны, только ввозные пара-тройка в день, пресекаемые и изолируемые еще на подлете, я знаю.
Но оптимизм уже иссяк, тайское население, несмотря на публикуемые опросы, о том, что "иностранцев они не хотят", по прежнему улыбается, но уже печально или с легким оскалом.
Туризм, пусть вернее его отсутствие, уже дал кумулятивный эффект во всех сферах тайской экономики и общественной жизни. Зреет недовольство, периодически возникают протесты, с экономической подоплекой, но уже политические...
Про иностранцев-долгожителей я уже молчу, все то, кто не работал на удаленку и на заграницу и не уехал сразу, надежду на сохранение бизнеса практически потеряли...
А вот свидетельство одного из моих читателей, живущего на севере Таиланда, вопроизвожу, с его разрешения, практически целиком:
Как и везде сейчас в Тае проблем куча. Недавно объездил юг и еду домой на север.
Юг - Краби, Сураттхани, Чумпхон, Хуахин. Местный туризм был активным в течение месяца с середины июня до середины июля, потом дожди и отсутствие денег и настроения все это прекратили. Сейчас все южные города по вечерам превращаются в пустыню - чёрные окна, пустые и слабоосвященные улицы, поесть негде, часть заправок не работает. Гостиницы закрыты, рестораны и кафе тоже, клиентов нет, нечем платить за электричество, некому готовить, все работяги либо дома, либо уехали. Остались арендодатели и их долги, им деваться некуда. Пляжи пустые и чистые, купайся не хочу. Но настроение уже не то. О каких "богатых туристах" говорят в правительстве здесь, мягко говоря, не понимают.
Крестьяне на юге на 80% были ориентированы на гостиницы рестораны и на среднее турьё (туристов со средним доходом и уровнем запросов), покупающее фрукты и овощи на улице, чтобы было подешевле - тоже в убытке. Креветки на юге стали покупать мало, еда эта дороговата для местных безработных.
Главное что непонятно крестьянам что делать и чем заниматься чтобы не прогореть в следующем году. Гарантий нет, все в правительстве молчат. Их прямо спрашивают: "Если вы такие умные то скажите что сеять нам дуракам, организуйте государственные закупки по твёрдой цене и мы - крестьяне, все сделаем. А вы уже играйте и выигрывайте на международном рынке сельхоз продукции. А молчать и руками разводить каждый военный может".
На севере ситуация получше, рестораны здесь всегда посещали в основном местные, поэтому с середины мая они уже работают на 60-80%. Бизнесу тоже легче так как, в основном северные продукты - рис, овощи и фрукты и креветки шли в Китай, так как граница для бизнеса приоткрыта и работает потихоньку, в том числе через Лаос, прибыль есть.
В убытке те кто каждый год выращивали сотню, другую тонн картофеля. Его поставляли в гостиницы для фарангов в основном и в замороженном виде в местные супермаркеты. Сейчас структура потребления из-за отсутствия иностранцев поменялась, паста и картофель, сыр, сливочное масло мало кому нужны.
Те кто может пропихнуть свой товар на экспорт сейчас живут нормально, кто может выходить только на местный рынок живут похуже.
О туристах на севере никто даже не мечтает, косятся на Вьетнам. (там вспышка вируса, теперь вся Азия боится по новой).
Везде свои проблемы, а вся эта ситуация с вирусом похожа на войну, где видимые потери на фронте - это мизер, по сравнению с тем, как страдает страна и население в целом. И восстанавливать это придется ох как долго. По крайней мере, если еще несколько месяцев, то прежний веселый Тай, я боюсь, мы уже не узнаем.