Постановочные фото-картины крестьянской жизни Андрея Карелина

Мне всегда было интересно, как в XIX веке представляли быт простых людей. Одним из тех, кто запечатлел крестьянскую жизнь, стал Андрей Осипович Карелин, родившийся в 1837 году в Тамбовской губернии. Его история начиналась непросто — он был внебрачным сыном крестьянки, что в те времена накладывало отпечаток на судьбу человека.

Путь от иконописца к фотографу

Карьеру художника и фотографа Карелин начал, как и многие выходцы из крестьянских семей. В десять лет он попал в обучение к иконописцам — этот путь, кстати, очень напоминает судьбу другого известного художника, А.А. Борисова. Позже, с 1857 по 1864 год, Андрей Осипович учился в Академии художеств в Петербурге, где, вероятно, и сформировался его художественный вкус.

Мастерская в Нижнем Новгороде

В 1869 году Карелин открыл в Нижнем Новгороде собственную мастерскую под вывеской «Фотография и живопись художника А. Карелина». Выбор города был не случайным — Нижний Новгород славился своей ярмаркой, которая привлекала множество заказчиков. Здесь фотограф мог найти вдохновение и клиентов для своих работ.

Особенность творческого метода

Глядя на его работы, я понимаю, что назвать Карелина репортажным фотографом нельзя. Все его снимки — это тщательно продуманные постановки, напоминающие живописные полотна. Он не стремился запечатлеть случайные моменты, а создавал идеализированные сцены из крестьянской жизни, словно перенося на фотопластину традиции жанровой живописи.

Крестьянские типажи и сцены быта

В своих работах Карелин показывал не просто портреты крестьян, а целые сцены из их жизни — красивые, гармоничные, иногда даже идиллические. Он стремился запечатлеть ту самую «красивую крестьянскую жизнь», которая, возможно, существовала больше в его художественном воображении, чем в реальности.

Документальная ценность vs художественный замысел

Конечно, из-за постановочного характера эти фотографии теряют часть своей исторической достоверности. Они не являются документальными свидетельствами в полном смысле этого слова. Однако, рассматривая их, я замечаю важные детали: на людях — их собственная одежда, а действия разворачиваются в настоящих крестьянских домах, а не в бутафорских декорациях.

Вот, например, простой деревянный стол на одной из фотографий — он удивительно похож на тот, что до сих пор стоит в нашем деревенском доме, построенном почти сто лет назад. Эти бытовые детали придают снимкам особую authenticity, даже несмотря на их постановочность.

Лица как история

Но самое ценное в этих фотографиях, на мой взгляд, — лица. Карелин умел передавать характеры, эмоции, индивидуальность своих моделей. Глядя на эти портреты, можно попытаться представить, о чём думали эти люди, как жили, о чём мечтали.