Хочу признаться честно: работа курьером была для меня не только работой-работой, для заработка, но и эдаким испытательным полигоном. Для себя, т.к. я очень давно нигде и ни на кого не работал. И для своей природной любознательности, желания наблюдать и изучать.
Как-то уже больше 10 лет, везде и во всём в своей жизни я наблюдаю. Мне интересно подмечать какие-то детали или особенности чего-либо, погружаться в некоторые из них, изучая или получая интересную информацию, которая потом вырастает в сюжеты или целые репортажи.
И в этом плане работа курьером оказалась настоящим «непаханным полем». Много ситуаций, много самых разных людей, каждый из которых ведет себя либо по-разному, либо очень шаблонно в различных ситуациях.
И наблюдать, прогнозировать, проверять появившиеся теории и подтверждать те или иные выводы — очень интересно.
Один из наиболее интересных и дискуссионных моментов в работе доставщика — чаевые.
Чаевые в ресторане волнуют всех: и официантов, и барменов, и поваров, и курьеров, и … гостей. Ну и заказчиков доставки, разумеется, тоже.
С первыми (работниками заведений) всё понятно, почему их этот вопрос очень волнует: у любого из них это часть заработка, порой, достаточно весомая.
Со вторыми история совершенно иная: кто-то спокойно относится к чаевым, дает их всегда, кто-то видит в них исключительно маркер уровня удовлетворенности обслуживанием, и может дать щедро, но может и не дать вовсе, а кто-то принципиально никогда не даёт чаевые, считая, что за всё уже и так уплачено.
В том тексте я не буду касаться именно этих моментов, а лишь расскажу о том, к каким выводам по поводу чаевым курьерам пришел за месяц работы доставщиком.
Чаще всего чаевые дают те, кто заказывает доставку в офисы.
Вернее, даже не так: заказывающие обед в офис, чаевые дают чуть ли не в 100% случаев.
Видимо, здесь срабатывает триггер профессиональности: люди на работе, в процессе зарабатывания денег в данный момент, и понимают, что курьер точно также зарабатывает сейчас свой кусок хлеба, поэтому участвуют в этом процессе не только для заведения, заказывая в нём еду, но и лично в доходе курьера, добавляя ему от себя лично.
Обычно в офисы я носил или возил не сильно дорогие заказы — 700-1200 рублей. Редко за них платили наличными, оставляя сдачу или «добор» до круглой суммы курьеру. Чаще это оплата картой при заказе и 50-200 рублей наличными чаевых.
А вот кто редко или почти никогда не оставляет на чай — это, вы удивитесь, богатые клиенты, делающие довольно дорогой большой заказ.
Видимо, у них срабатывает принцип: я и так сделал большой заказ в заведении, оставил много денег, так что этого вполне достаточно.
В итоге нередко получалось так, что учитывая сдельную оплату труда (я о ней рассказывал здесь), с заказа, скажем в 3000 рублей, я получал свои 300 рублей доставочных от заведения. И точно такую же сумму, в 300 рублей, получал с заказа в 1500 рублей, когда помимо 150 руб. доставочных, заказчик оставлял 150 на чай.
В общем, большой дорого заказ аж в трёх сумках — не всегда оказывался более выгодным с точки зрения доставки. Ведь, как правило, его везти нужно было далеко от центра города, в частный сектор, откуда людям лень выбираться вечером ужинать.
Кстати, жители хрущёвок, которых сложно назвать богатыми, по сравнению с обитателями особняков, оставляют чаевые очень часто. Да, это обычно 50-100 рублей, но, тем не менее!
А вот кто НИ РАЗУ за месяц не дал чаевых, это обитатели последних этажей в 5-ти этажках без лифтов. Мы с коллегами даже шутили: о, 5 этаж, точно не дадут на чай. И оказывались правы.
Теперь «сводная статистика» по щедрости и прижимистости с чаевыми.
— Молодёжь более прижимиста, чем люди среднего возраста. Думаю, это связано даже не с платежеспособностью, а со степенью и ощущением самодостаточности. Люди старшего возраста чаевых почти не дают.
— Женщины более щедры, чем мужчины. К тому же более доброжелательны, улыбчивы, гостеприимны: могут предложить стакан воды и … однажды даже предлагали разделить трапезу (отказался).
— Офисный заказ предпочтительнее, чем доставка в частный дом или особняк, с токи зрения чаевых.
Еще обобщить наиболее щедрого заказчика, то это будет женщина среднего возраста, работающая в офисе или магазине в центре города.
А самый прижимистый — богатый бизнесмен старшего возраста, живущий в огромном особняке или на 5-м этаже хрущёвки?
Много других подробностей, помимо зарплаты я рассказал в видео на своем ютуб-сайте: