Храм Отаго Нэнбуцу-дзи спрятан в дальнем конце красивого района Арасияма на западных холмах Киото. Он никогда не являлся особой достопримечательностью и тем более туристическим местом. Более того, он несколько раз разрушался и вообще мог исчезнуть, если бы настоятелем не стал человек, который имел отношение к скульптуре и, видимо, обладал неплохим организаторским талантом.
Считается, что этот буддийский храм был основан в 8-м веке императрицей Сётоку. Про эту императрицу можно писать отдельный рассказ, но необычность её правления в том, что она становилась правителем Японии два раза, причём под разными именами - первый раз под именем Кокэн.
За этим, разумеется, стояли дворцовые интриги, перевороты и даже настоящие кровавые битвы. Были, видимо, и любовные истории - считается, что императрица очень близко допустила к себе бывшего монаха Докё, который в своё время помог ей исцелиться. Считается, что именно он имел фактическую власть в стране.
Соперники же императрицы, выступая в том числе против власти Докё, пытались их свергнуть. Там были и настоящие бои, и даже чёрная магия. Говорят, перед мятежом соперники Кокэн похитили прядь её волос, вложили их в человеческий череп и бросили в реку с соответствующими проклятиями и просьбами к духам.
К чему этот рассказ? Дело в том, что считается, что тогда уделяли серьёзное значение разного рода чудесами и знамениям, как признакам поддержки со стороны богов. В этот период такие знамения - вроде встречи с белой черепахой или оленем - искали и фиксировали специальные прорицатели, которые состояли на государственной службе.
При этом при дворе проводились разного рода ритуалы, массовые магические действия и т.п. Историки считают, что императрица Сётоку и приближённый к ней Докё практически пытались управлять государством с помощью магии и молитв. По стране, соответственно, активно строились храмы, где монахи тоже должны были, как бы сказали у нас, молиться за здоровье царицы. Вот в это время и появился храм Отаго Нэнбуцу-дзи.
Такая предыстория, возможно, и не имеет значения, но дело в том, что Отаго Нэнбуцу-дзи - один из самых "невезучих" японских старых храмов. В своё время он сильно пострадал от наводнения реки Камо, затем, уже в 13-м веке, разрушен во время гражданской войны. Через какое-то время храм и вовсе был перенесён на другое место - в 1922 году. Но "переезд" не помог - в 1950-м году тайфун принёс храму большие разрушения.
Кто знает, может это и правда "аукались" какие-то магические действия, а может просто не везло. Так или иначе, но "проклятие" было снято позже - в 1955 году был назначен новый главный смотритель храма Отаго Нэнбуцу-дзи по имени Кочо Нисимура. В его задачи входило восстановление храма и его ремонт - что делалось, но медленно, поскольку у храма не было достаточно денег. А дальше произошло то, что и сделало храм знаменитым.
Дело в том, что Кочо Нисимура кроме того, что был священником, ещё и имел опыт работы в качестве скульптора и реставратора буддийских статуй. Дальше легенда имеет сразу несколько вариантов. Рассказывают, что смотритель придумал сделать так, чтобы посетители под его руководством вырезали из камня собственные статуи для храма. Видимо, те в обмен на обучение оставляли деньги на ремонт храма, что и помогло привести его в порядок.
Но есть и другая версия, в которой говорится, что смотритель обратился к жителям Японии, попросив вырезать статуи и привозить их в храм. Эта версия немного красивей, но не очень понятно, как тогда храм заработал на этом деньги на свой ремонт. Так или иначе, за период с 1981 по 1991 год на территории Отаго Нэнбуцу-дзи появилось 1200 статуй.
Эти статуи изображают раканов – так называют монахов, которые достигли высшего уровня просветления. В общем-то такие статуи - именно раканы - для местных храмов и монастырей, можно сказать, традиционны. Так в городе Кавагоэ есть старинный буддистский храм Кита-ин, где "живёт" 500 таких статуй. Но в этой истории нет такой "народной поддержки", да и храм там, вроде, не страдал от всякого рода невезений и проклятий.
Главная особенность таких статуй - что раканы могут иметь совершенно разные черты и выражения лица. Говорят, что Кочо Нисимура просил учеников для каждой статуи придумать свои уникальные черты и даже характер. Дарили храму эти скульптуры или ученики делали их прямо в храме (а может происходило одновременно и то, и то) - уже не так важно, лица у статуй всё равно получились все разные. И не только лица.
Так среди 1200 статуй можно найти не только тех, кто застыл в молитве или медитации, как ожидается в храме. Некоторые каменные раканы, например, пьют сакэ, держат в руках гитару или даже ракету для большого тенниса. Статуи выстроены в ряды и уже поросли мхом - похоже, их специально не чистят, чтобы придать им старинный вид. А может и по какой другой причине - но смотрится, конечно, удивительно.
Если материал вас заинтересовал, ставьте лайк или подписывайтесь в раздел - это позволит алгоритму "сайта" показывать вам чаще наши публикации и публикации каналов, которые пишут на те же темы!