В тихом уголке живописного района Арасияма, на западных холмах Киото, притаился буддийский храм Отаго Нэнбуцу-дзи. Долгое время он оставался в тени, не привлекая внимания туристов и даже местных жителей. Его история — это череда разрушений и возрождений. Он мог бы и вовсе кануть в лету, если бы однажды его настоятелем не стал человек, сочетавший в себе талант скульптора, душу художника и умение вдохновлять людей на необычные дела.
Основание храма окутано легендами и восходит к VIII веку, а его создание связывают с фигурой императрицы Сётоку. Её судьба достойна отдельной саги: она дважды восходила на престол Японии, причём под разными именами — сначала как Кокэн. Её правление было эпохой дворцовых интриг, борьбы за власть и даже кровавых мятежей.
В центре этих событий оказался бывший монах Докё, который, как гласит предание, исцелил императрицу и впоследствии стал её самым доверенным лицом, фактически управляя страной из-за трона. Их союз, вероятно, был не только политическим. Противники императрицы и её фаворита не гнушались самыми тёмными средствами: ходили слухи, что для свержения власти они прибегли к чёрной магии, использовав прядь волос Кокэн и человеческий череп для наложения страшного проклятия.
Эпоха магии и знамений
Почему эта древняя история важна? В те времена государственная власть во многом опиралась на мистику и волю богов. При дворе существовала целая служба прорицателей, чьей задачей было истолковывать знамения — встречу с белым оленем, появление редкой черепахи — как божественное одобрение или предупреждение. Императрица Сётоку и Докё, по мнению историков, пытались строить управление империей на основе ритуалов, массовых молитв и магических практик. По всей стране как грибы росли храмы, где монахи должны были молиться за здоровье и благополучие правительницы. Одним из таких храмов и стал Отаго Нэнбуцу-дзи.
Возможно, в этом мистическом прошлом и кроется причина череды несчастий, преследовавших храм. Он пережил разрушительное наводнение реки Камо, был разорён в ходе гражданской войны в XIII веке, а в 1922 году его и вовсе перенесли на новое место. Но и это не помогло: в 1950 году свирепый тайфун нанёс сооружению колоссальный ущерб. Казалось, злой рок или древнее проклятие не оставляют святыню в покое.
Священник-скульптор и его необычный план
Перелом наступил в 1955 году, когда храму назначили нового главного смотрителя — Кочо Нисимуру. Он был не просто священнослужителем, но и опытным скульптором, реставратором буддийских статуй. Его задачей было восстановить храм, но средств катастрофически не хватало. И тогда Нисимура придумал гениальный, хоть и необычный, план.
Существует две основные версии того, что произошло дальше. По одной из них, смотритель начал обучать посетителей искусству резьбы по камню, предлагая им создать собственную статую для храма. В благодарность за обучение ученики оставляли пожертвования, которые и пошли на ремонт. Другая, более романтичная версия, гласит, что Нисимура обратился с призывом ко всей Японии: люди сами вырезали скульптуры и привозили их в дар храму. Как бы то ни было, результат оказался ошеломляющим: с 1981 по 1991 год на территории Отаго Нэнбуцу-дзи появилось 1200 новых каменных изваяний.
Армия просветлённых с характером
Эти статуи изображают раканов — монахов, достигших высшей степени просветления. Подобные скульптуры не редкость для японских храмов (например, в храме Кита-ин в Кавагоэ их около пятисот), но коллекция Отаго Нэнбуцу-дзи уникальна своим происхождением и духом.
Кочо Нисимура наставлял своих учеников: каждая статуя должна обрести собственное лицо, выражение, даже характер. И мастера отнеслись к задаче с полной самоотдачей. Лица 1200 раканов не похожи одно на другое — здесь можно увидеть и безмятежную улыбку, и глубокую задумчивость, и лукавый прищур. Но самое удивительное — это то, чем «заняты» эти каменные монахи.
Ряды мха-covered статуй, выстроившихся под сенью деревьев, — зрелище завораживающее и немного сюрреалистичное. Среди них есть не только те, кто традиционно молится или медитирует. Вот один ракан с наслаждением пригубил бутылочку сакэ, другой замер с гитарой в руках, а третий и вовсе замахнулся теннисной ракеткой, будто готовится к подаче. Кажется, древнее проклятие было окончательно снято этой волной народного творчества, юмора и искренней любви к храму.
Сегодня Отаго Нэнбуцу-дзи, благодаря своему необычному «войску» из 1200 характерных раканов, обрёл новую жизнь и известность. А история о том, как сакэ, теннисная ракетка и общее дело помогли победить многовековую полосу невезения, продолжает вдохновлять.
Если этот рассказ о силе духа и творчества пришёлся вам по душе, поддержите нас лайком или подпиской — это поможет алгоритмам показывать вам больше подобных историй от нас и других авторов, увлечённых культурой и историей.
