Рождение мифов: как короля майя отправили в космос на кукурузе

Существует хороший пример того, как можно истолковать тот или иной исторический памятник с точки зрения "альтернативной теории". Известно изображение короля майя по имени Кинич Джанааб Пакал, вырезанное на крышке его саркофага. Замысловатый рисунок трактуют по-разному, известно и мнение о том, что на нём показано, как Пакал взлетает на космическом корабле.

Крышка саркофага короля майя по имени Кинич Джанааб Пакал
Крышка саркофага короля майя по имени Кинич Джанааб Пакал

Кинич Джанааб Пакал умер в 683 году н.э. Погребение в "Храме Надписей" в Паленке, как назвали найденный город майя в Мексике, было вскрыто археологами в 1952 году. В общем, историки и археологи в итоге пришли к выводу, что это именно Пакал - интересующиеся люди могут найти чуть ли не всю его биографию, а также биографию ближайших родственников.

Важно, что для майя, как сразу решили, покойник фигурой был весомой. Умер, кстати, он в достаточно пожилом возрасте - примерно в 80 лет. Похоронили его с положенными высокому статусу почестями, красивой гробницей с тем самым рисунком на крышке саркофага и, разумеется, не в чистом поле, а в пирамиде, которую по мере изучения назвали "Храм надписей".

Храм Надписей в Мексике
Храм Надписей в Мексике

Нашел эту гробницу мексиканский археолог Альберто Рус в 1949 году, до которого это "Храм Надписей" особо никто и не изучал, поскольку в Паленке такого много. И что показалось археологу интересным - в этом храме пол отличался от полов в других аналогичных храмах, он был сложен из больших каменных плит.

Ну и как положено по всем канонам незамысловатых приключенческих фильмов - одна плита была не такой, как все остальные. Что-то вызвало смутное подозрение - точнее говоря, это были отверстия по краям плиты, закрытые вставленными туда камнями. Разумеется, Альберто Рус был не трус и плиту поднял. Храбрость его была вознаграждена, под полом оказался буквально - подпол. Ну то есть это была ведущая вниз лестница, но засыпанная каким-то строительным мусором вроде щебня и осколков камней.

Схема "Храма надписей" с гробницей внутри и лестницей
Схема "Храма надписей" с гробницей внутри и лестницей

В общем, как вы поняли, бригада археологов 4 года - с 1949 по 1952 год - разбирала этот завал, но в итоге добрались до конца лестницы и нашла вход в вытянутую комнату размером примерно 9 на 4 метра и сводчатыми потолками в 7 метров высотой. По середине комнаты стоял гроб в виде большого каменного ящика, закрытого расписанной плитой.

Тут и стало однозначно понятно, что захоронен здесь не простой человек. В саркофаге найдены нефритовые украшения, которые были на покойном, а лицо покрывала погребальная маска из нефритовых пластин и раковин. Её, кстати, потом восстановили и теперь она доступна для обозрения.

Восстановленная погребальная маска Пакаля
Восстановленная погребальная маска Пакаля

Находка стала сенсацией в научном мире, да и не только в научном. Но кутерьма была знатная - сначала не могли точно определить, сколько покойному было лет, затем на основе изображения на крышке саркофага и данных о скелете решили, что покойный был то ли карликом, то ли наоборот - гигантом. Надписи на саркофаге тоже расшифровывали долго и выдвигали разные теории. В общем, потом решили, что это и есть Кинич Джанааб Пакал. Даже перевели это имя - Пылающий Цветочный Щит.

В общем, историю про эту находку можно читать как детектив или приключенческий роман. Но вокруг этого было сделано немало других открытий - например, тогда решили, что вся пирамида "Храма Надписей" была построена над гробницей, после захоронения. После чего начали изучать с этой точки зрения и другие пирамиды майя - и нашли ещё ряд подобных захоронений.

Национальный парк Паленке - пирамид ещё много
Национальный парк Паленке - пирамид ещё много

Пока шли все эти разборки и ученые споры, гробница для массового читателя стала известна в связи с теорией о том, что здесь похоронен не больше, не меньше - инопланетянин. Определенную почву этому предположению дали всякие уже упомянутые выше элементы кутерьмы и путаницы: кривые версии о найденном скелете, например, что рост покойника был слишком велик для обычного представителя майя, или версии, что это было хромой карлик (сначала кости не так сложили) - но основой мифа стала та самая крышка саркофага.

Итак, изображение было истолковано таким образом, что на кресле в позе наездника сидит некто, ноги его упираются в какие-то педали, руки расположены над чем-то вроде панели приборов, вообще вся поза активная, устремленная вперед, за спиной что-то вроде двигателя, а совсем сзади вырывается язык пламени - как из сопла ракеты.

Одна из прорисовок изображения на крышке саркофаг Пакаля
Одна из прорисовок изображения на крышке саркофаг Пакаля

К слову, изображение "космонавта" сопоставили с восстановленной погребальной маской и выяснили, что речь об одним и том же лице - определили это по необычной форме носа. Было решено, что король майя был либо сам инопланетянином, либо потомком пришельцев - в общем, фантазия заработала у многих, и теория разошлась по миру.

Говорят, кстати, что первым был советский писатель-фантаст Александр Казанцев, который в 1968 году опубликовал на страницах журнала "Техника — молодежи" эту гипотезу о том, что на крышке саркофага изображен космический корабль. Затем, в 1971 году, швейцарец Эрих фон Дэникен издал книгу "Воспоминания о будущем", где развернул эту теорию "во всю ширь". А после она "ушла в народ" и стала основой многих работ - кто-то доказывал теорию, кто-то её опровергал, кто-то брал её за основу и честно фантазировал.

Саркофаг Пакаля и крышка с обсуждаемым изображением
Саркофаг Пакаля и крышка с обсуждаемым изображением

Как объясняют умные люди, на самом деле изображение достаточно легко объясняется и вписывается в контекст культуры майя без проблем - если этот контекст знать. Так ракетный огонь на самом деле - это некий типичный символ подземного мира, а за космический корабль принято изображение Мирового Древа, которое примерно в том же виде встречается много где в искусстве майя и основой образа которого являлся маис (кукуруза по-нашему). И вообще крышку надо рассматривать не в горизонтальном виде, а вертикальном - тогда сразу всё становится понятно и про дерево, и про подземный мир, и про уходящего туда короля майя.

Спасибо, что дочитали до конца! Если подобные темы Вам интересны, ставьте лайк или подписывайтесь на канал - это позволит алгоритму "Дзена" показывать вам чаще наши публикации и публикации каналов, которые пишут на те же темы!