"Гадкая еда" древних северян: почему современникам так сложно ее принять

Недавно я написала статью о том, чем питались якуты в начале 18 века и почему-то у некоторых читателей это вызвало яркое неприятие. Они не хотели верить в то, что их предки могли есть то, что сейчас кажется противным.

Фото для иллюстрации - это не якуты.
Фото для иллюстрации - это не якуты.

Например, типичное мнение комментатора:

"Про послед [автор] соврал, фантазия у тебя извращенная какая-то. Мы саха-якуты, вообще-то, брезгливый народ. Едим только все то, что люди едят и в других местах... я тут больше полвека живу, вырос в деревне, но чтобы кто-то ел послед от животного, слышу впервые."


Вообще, вот это меня отдельно удивляет - с какой стати люди судят о прошлом по современости. Это нормально оценивать жизнь в 18 веке, исходя из реалий 21 века? Мне кажется, что нет.

Так вот, про коровий послед. Да, сейчас мысль о подобной еде не вызовет положительных эмоций. Ну так чтож? Может для людей, живших 300 лет назад это было настоящим деликатесом.

Точнее не может, а точно - судя по информации исследователей, живших в те времена, то есть как раз в начале 18 века.

1. Я.И. Линденау - российский путешественник и учёный, который в 1733-1743 годах участвовал во второй Камчатской экспедиции и провел большую работу по изучению народов Сибири, помимо прочего рассказал о рационе якутов следующее:

"Когда кобыла ожеребится или корова отелится, то послед ее без соли варили и съедали."


2. Герхард Фридрих Миллер (Фёдор Иванович Миллер) — российский историограф немецкого происхождения, жил в 1705 - 1783 годы. То же самое писал о якутах в своей работе "Описание сибирских народов".

"Якуты едят даже последы кобыл и коров и считают их за такое лакомство, что приглашают на него в гости своих ближайших родственников и лучших друзей. Последы также не моют, а, как есть в крови, немного поджаривают на огне на тонких лучинках и затем поедают".


Кто-то сейчас, похоже, умудряется стыдиться рациона своих предков. Хотя, по-моему, это полный бред. Люди имели и имеют право есть все что захотят, если им это вкусно и полезно, хоть сырое мясо, хоть гнилое (например, тот же копальхем - ферминтированное мясо, обладающее отталкивающим запахом; из-за образования в процессе приготовления трупного яда может быть смертельно опасно для непривычных к такой еде представителей несеверных народов); хоть содержимое желудка северного оленя, хоть любые другие "вкусняшки", непривычные нам.

Как сказала бы Елена Малышева: