Как Аэрофлот обходит запреты и возит избранных в Европу, пока остальным обещают возобновление рейсов

Пока большинству из нас рассказывают о планах по восстановлению международного авиасообщения, некоторые уже давно и беспрепятственно летают за границу. Я обнаружил, что Аэрофлот активно перевозит пассажиров в Южную Корею, Израиль и даже Нью-Йорк — и всё это с начала июня. Всё организовано в лучших традициях «узаконенного цинизма», когда формально правила соблюдаются, но по факту создаются условия для избранных.

Как это работает на практике

Я решил разобраться, как такое возможно, и оказалось, что формально всё легально — придраться действительно не к чему:

  1. С недавних пор выезд за границу разрешён россиянам, имеющим второе гражданство или вид на жительство в другой стране.
  2. Пассажирские регулярные рейсы запрещены, но грузовые — полностью разрешены.
  3. Росавиация выдаёт специальные разрешения, позволяющие продавать билеты на грузовые рейсы в порядке исключения.

Сложив эти три условия, получаем схему: за 20 000 рублей можно, например, послезавтра улететь в Рим. Всё, что нужно — формальное основание для выезда.

Фактически пассажир летит «под видом груза» — как та самая брендовая сумка, которая требует сопровождения.

Подводные камни для обычных пассажиров

Что особенно поразило: на сайте Аэрофлота, где продаются такие билеты, нет никаких предупреждений о необходимости дополнительных документов. Создаётся впечатление, что действует негласное правило: «кто в теме — тот знает, а остальных можно и кинуть». Представьте ситуацию: человек приезжает в аэропорт, его разворачивают вежливо, но твёрдо. Деньги не возвращают — ведь формально нарушений нет, а мелкий шрифт где-то в правилах это якобы предусматривает. Как говорится, корму не положено.

Двойные стандарты налицо

Пока большинство из нас читает бодрые отчёты Росавиации о «предложениях по возобновлению полётов» — без конкретных дат и направлений, — избранные клиенты давно летают куда им нужно. Возникает закономерный вопрос: зачем строить иллюзии для всех, если для тех, о ком действительно заботятся, всё уже давно работает? Система демонстрирует поразительную гибкость, когда это выгодно, и равнодушие, когда речь идёт об обычных людях.