Станция Забелье находится в Псковской области на железнодорожной линии Москва – Рига. 20 лет назад тут построили новое добротное здание вокзала, а после якунинской реформы (в 2011-2012 годах) отменили все пассажирские поезда. Погуляем по станции и посмотрим, пришла ли она в запустение.
Строительство железной дороги Москва – Рига началось в конце 19 века, а в 1901 году по ней пошли первые поезда. Дорога идет от Москвы через Волоколамск, Шаховскую, Ржев, Великие Луки, Новосокольники, Себеж в Латвию. Участок от станции Шаховская в Московской области до Себежа – однопутный и неэлектрифицированный.
Я нашел информацию о том, что до Великой Отечественной войны путей было два, но позже один разобрали: железнодорожное сообщение с Латвией в советские годы заметно ослабло по сравнению с дореволюционным.
Станция Забелье находится между крупным железнодорожным узлом Новосокольники, где пересекаются линии Москва – Рига и Петербург – Витебск, и приграничной станцией Себеж.
В советское время здесь останавливались пассажирские поезда дальнего следования, шедшие из Москвы в Латвию. Кроме того, тут неизменно ходил пригородный поезд Великие Луки – Себеж, который включал в себя вагоны беспересадочного сообщения Москва – Себеж и Петербург – Себеж.
Эти вагоны шли в составах поездов Петербург – Великие Луки и Москва – Великие Луки, а затем прицеплялись в пригородный поезд. Таким образом пассажиры могли продолжить свой путь до небольших станций типа Забелья. Интересно, что Москва считалась побогаче, поэтому еще в конце 90-х – начале 2000-х на Москву помимо плацкартного вагона ходил купейный, а вот в Петербург купе было не положено.
В 2010-м году по обоим направлениям остались только плацкарты, а после якунинской реформы РЖД сперва отменили беспересадочные вагоны, а после и сам пригородные поезд.
На сайте «Псковские железные дороги» можно найти фотографию расписания движения поездов по станции на 2006 год.
Вагоны из Москвы и Петербурга приходили в Забелье утром с поездом 6501, а уходили вечером в составе поезда 6502.
Теперь, как я уже сказал, пассажирского движение по станции Забелье нет. Единственный пассажирский поезд, который тут проходит без остановки, – №1/2 Москва – Рига с вагонами беспересадочного сообщения Петербург – Рига. Ближайшие станции, на которых он тормозит – Новосокольники и Пустошка.
Правда ценник в этом фирменном международном поезде – конский. Например, билет в общий вагон стоит столько же, сколько плацкарт в российском поезде Москва – Великие Луки, а рижский плацкарт продается по цене РЖДшного купе.
Ну а мы, наконец, пойдем гулять по станции. Первое, что бросается в глаза – станция абсолютно живая. Все поддерживается в надлежащем состоянии. Кроме построенного в начале 90-х вокзала, который естественно закрыт (но внутри сидит дежурная по станции), есть остановка и табличка, на которой написано «Забелье. 5 путь».
Это очень смешно. Во-первых, зачем подписывать номер пути на станции, где всего одна платформа? Во-вторых, пути здесь всего три. До середины 1990-х было четыре, но позже один разобрали. Откуда взялся пятый – большой вопрос. Видимо, оттуда же, откуда в Чудово (станция между Москвой и Петербургом) – 41-й. Я не вру, честное слово, так и написано – 41 путь. У меня нет фото вблизи, но в Интернете нашел такую. 41 можно разглядеть.
Возвращаемся в Забелье. Платформа здесь довольно длинная. В советское время тут тормозили длинные пассажирские поезда. Но в 2010-х тут редко можно было увидеть состав длиннее 7-8 вагонов.
Поэтому знак «Остановка локомотива» смещен к станции, а сама платформа тянется дальше. Кстати, на предыдущем фото видно здание слева перед станцией. Это бывший железнодорожный магазин. Теперь там какой-то склад инвентаря местных рабочих.
Грузовые вагоны здесь стоят уже несколько недель. Я каждый день проезжал мимо них.
Сразу от платформы начинается деревня Забелье и дома местных жителей.
Светофоры все красные.
Сигнализация (автоблокировка) на железной дороге может быть устроена по-разному. Более новая система – это когда зеленый горит, если впереди свободно два и более блок-участков. Более старый вариант – это когда зеленый загорается не только, при условии свободного пути впереди, но и когда поезд ступил на предыдущий участок. Здесь – вторая система.
Я помню, в детстве, когда мы ждали тут поезда, смена светофора с красного на зеленый означала, что «О, скоро придет!». Таким образом, показаниями светофора пользовались не только машинисты, но и пассажиры. В этот раз я не ждал поезда, но так совпало, что ровно в тот момент, когда проходил светофор, он загорелся зеленым.
Минут через десять придет поезд. А пока есть время дойти до стрелок, посмотреть на пути, уходящие в сторону Латвии, и полюбоваться умиротворяющим видом на озеро Ашо, расположенное возле железнодорожного полотна. Фото в галерее.
На часах 20:35. Темнеет и моросит теплый весенний дождь. Вдали появились огни поезда.
Я не собирался писать этот текст, на станции оказался довольно спонтанно, поэтому никакой техники, с помощью которой можно было бы сфотографировать состав у меня не было. Поэтому простите за качество телефонной съемки. Это был грузовой поезд длинной в без малого 60 вагонов. Он шел в сторону российско-латвийской границы под тепловозом 2ТЭ25Км брянского завода.
Номер тепловоза не разглядеть, однако эти машины выпускаются с 2014 года, так что, в любом случае, техника относительно новая. На следующий день на переезде в Забелье я увидел такой же тепловоз (или тот же самый), шедший в обратную сторону. У него был номер 0329, а это 2018 год выпуска.
В завершении хочу показать снимок с тех времен, когда станция была еще жива. Это май 2011 года. На станции можно насчитать около десяти человек. Все они ждут вечернего поезда.
Ну вот и всё. Спонтанная прогулка обернулась небольшим фоторепортажем. Что-то подобное я делал с другого псковского остановочного пункта – 429 км. Напишите, пожалуйста, в комментариях, стоит ли делать периодически подобные фотопрогулки, или это скучно?