В прошлый раз я делился впечатлениями о поездке на Ровский перешеек, и некоторые читатели интересовались, как же мы возвращались обратно. Если честно, рассказывать об обратном пути особенно нечего — мы просто вернулись домой быстро и без происшествий, уже зная все сложные участки и минув их без остановок.
Сегодня же хочу вспомнить другое место в этих же краях — Вытегорскую трассу, дорогу, которая оставила у меня массу ярких воспоминаний. Именно по ней мы ехали к Ровскому из Подпорожья и возвращались обратно, да и вообще не раз отправлялись по ней хоть в Архангельск, хоть в Нарьян-Мар. На карте она обозначена как полноценная дорога, но весной больше напоминает зимник — разбитый, грязный, но по-своему живописный.
Спустя несколько дней после поездки на Ровский нам снова понадобилось отправиться в Вологодскую область, и, конечно, маршрут пролегал по этой же трассе. Местные жители заранее предупреждали, что весной там «всё очень плохо», и даже присылали фотографии в качестве доказательства. Но мы лишь отмахивались: во-первых, ехали на «буханке», а во-вторых — уже бывали здесь не раз и знали, чего ожидать. Да, раньше мы проезжали этот путь и на мотоцикле, и на «Комби», так что опыт был.
Дорога в Арктику и воспоминания
Когда настало время выезжать, мы с радостью отправились в путь. Как только за поворотом на Вознесенье закончился асфальт и началась тряская грунтовка, в памяти сразу всплыли прошлые поездки по этой трассе. Для нас это не просто дорога — это наш личный путь в Арктику, который не раз приводил нас к морю.
В последний раз мы ехали здесь в Нарьян-Мар на нашем «Иже-Комби». Машина была загружена до предела: я убрал задний диван и набил салон всяким походным снаряжением — мотором, генератором, гермомешками с вещами, пилами, топорами, ружьями, патронами, аккумуляторами, газовыми баллонами и прочим. А сверху, на крыше, красовалась самодельная байдарка. Не знаю точно, сколько всё это весило, но рессоры не просто легли на отбойники — они выгнулись в обратную сторону.
Это было в 2017 году, и тогда я впервые увидел на Вытегорской трассе настоящую грязь. Не знаю, может, в предыдущие поездки погода была суше или время года другое, но в тот май ехать оказалось непросто. Ситуацию усугубляли вывернутые рессоры и потрескивающий кузов перегруженного «Ижа». Сначала пришлось лавировать среди огромных булыжников (про ямы я уже не говорю — они тут привычное дело). Эти камни так и норовились ударить то в переднюю балку, то в мост. «Москвич», конечно, машина надёжная, и его передняя балка часто служит тараном, но с таким перегрузом каждая кочка отдавалась неприятно.
Встреча с грейдером и философия дороги
Апофеоз наступил примерно на границе Вологодской области. Там началась настоящая жижа с глубокими колеями. Продвигаясь вперёд, скользя в грязи, мы встретили одинокий грейдер. Машинист сидел в кабине с печальным, отрешённым лицом и размазывал грязь по грязи — занятие, полное аллегорий на тему тщетности бытия. Не знаю, был ли в этом смысл, но он просто делал, что должен, а задние колёса тут же выдавливали эту коричневую массу обратно на дорогу.
С этими воспоминаниями мы пересекли границу регионов, и мне пришлось подключить передний мост, чтобы «Буханка» лучше держалась на скользкой глиняной каше. Вроде бы ничего не изменилось — те же ямы, колеи и грязь. Но кое-где виднелись следы ремонта: вдоль дороги рыли дренажные канавы, в Оште появилась заправка и даже гостиница (правда, пока не работающая). В целом же ехать стало сложнее — возможно, потому что в Вологодской области ещё не везде сошёл снег, и трасса была особенно сырой.
Тщетность ремонта и новые встречи
Чем дальше мы ехали, тем очевиднее становилась тщетность всех попыток привести дорогу в порядок. Мы погружались в серо-коричневую жижу почти по ступицы, потом выбирались на более сухие участки. На одном из них нам даже встретился большой пассажирский автобус, ехавший из Вытегры в Петербург. Удивительно, как он тут вообще передвигается, да ещё с людьми внутри!
Автобус скрылся за поворотом, а мы, завывая мотором, проползали очередное сложное место. Дорожное покрытие здесь почти полностью сползло в дренажные канавы, и трасса больше напоминала широкую, очень грязную просеку в лесу, по которой, казалось, ездят только трактора.
Впереди показалось скопление машин: грейдер и трактор пытались вытащить из ямы накренившуюся фуру, которая никак не поддавалась. Кругом бегали озадаченные люди, а с другой стороны ждали своей очереди легковушки. Я остановился поодаль, чтобы не мешать, свернул сигарету и пошёл пешком к эпицентру событий.
«Ну, как тут?» — весело спросил я у одного из мужиков, который, как часто бывает в таких ситуациях, тоже сохранял ироничный настрой. «Да пиндец тут. Всё как обычно», — ответил он. В этот момент спецтехника, сцепившись с фурой, взревела моторами, пытаясь выдернуть застрявшую машину. Нам пришлось прервать разговор и отойти на случай, если порвётся трос. Но трактор с грейдером лишь беспомощно буксовали, выпуская клубы чёрного дыма, а водители кричали друг другу: «Туда давай!», «Нет, сюда!», «Всё, не идёт!».
Чем всё закончилось, я не знаю — участники быстро поняли, что фуру не вытащить, и просто оттянули её назад, чтобы освободить узкий проезд для остальных. Навстречу нам, булькая в грязи, проехали «Нива» и «Лендкрузер», потом проехали мы, оставив застрявшие машины и их водителей разбираться со своими проблемами. Километром дальше мы увидели ещё одну накренившуюся фуру, стоявшую там, судя по всему, уже давно — жижа вокруг неё успела подсохнуть. Дорога понемногу становилась лучше.
Финал пути и дорожный философ
Всю дорогу я размышлял, что сейчас здесь стало даже сложнее, чем три года назад. Под конец нам навстречу попалась чёрная «Волга» ГАЗ-24, за рулём которой сидел весёлый беззубый дед. Такие дорожные приключения всегда делают людей жизнерадостными — ведь это препятствие, которое нужно преодолеть, а это всегда интересно. Я притормозил и крикнул ему, что впереди, мол, не проехать. Дед лишь засмеялся и пробормотал что-то вроде «как-нибудь прорвусь, мне не впервой». Я хлопнул дверью, и мы двинулись к цели — теперь уже по твёрдому укатанному покрытию.
