На протяжении многих лет исследователи пытаются разгадать тайны одного из самых грандиозных и загадочных инженерных проектов нацистской Германии. Строительство этой колоссальной оборонительной системы растянулось почти на десятилетие. Речь идёт не просто о рядовом бункере — это была целая подземная крепость, задуманная архитекторами как разветвлённая сеть тоннелей, которая должна была опутать всю оккупированную Европу.
Главной целью этого проекта было надёжно укрыть от авиаударов ключевые фабрики и заводы, чтобы военная машина Рейха работала без остановок. Амбиции Гитлера простирались на создание 800 подобных подземных комплексов, которые должны были стать опорой для немецкой промышленности. Эти секретные заводы планировалось использовать для разработки и производства новейших видов вооружений. По своим масштабам этот замысел не имеет аналогов в истории человечества.
Комплекс, известный под кодовым названием «Дождевой червь», представлял собой целый подземный мир. В его инфраструктуру входила узкоколейная железная дорога для перевозки солдат и техники, собственные вокзалы и перроны, жилые помещения со всеми условиями, включая водопровод и даже сауны, а также исследовательские лаборатории и полноценный госпиталь.
В конце войны союзники обнаружили множество подобных туннелей по всей Германии. В них скрывались не только подземная резиденция самого Гитлера и ангары с реактивными самолётами и ракетами Фау-2, но и тайники с награбленными по всей Европе сокровищами и произведениями искусства. Многие из этих подземелий до сих пор полностью не исследованы.
Свидетельства изнутри
Ганс Рабе, который в своё время отвечал за эксплуатацию туннелей в Южной и Восточной Германии, до сих пор периодически посещает эти многолетние сооружения, проверяя их безопасность. Он рассказывает: «Во время войны этот завод принадлежал компании "Мессершмитт". Здесь собирали самолёты. Судя по сохранившимся чертежам, сюда вело три или четыре входа, один из которых нам удалось открыть. Остальные были взорваны в последние дни войны. Два параллельных туннеля длиной около 80-90 метров соединены поперечными проходами. Именно в этом пространстве и размещалось производство».
Приказ о переводе промышленности под землю был отдан в 1943 году. Немецкие промышленники восприняли эту идею в штыки, считая проект сырым и потенциально опасным.
Первые комплексы и их наследие
Одним из первых в 1943 году был построен комплекс «Нойштадт» на берегу реки Некар, где глубина туннельной системы достигала 120 метров. Уже в 1944 году здесь запустили завод по производству боеприпасов и шарикоподшипников. Позже, в 1957 году, комплекс был расширен и функционировал на протяжении всей Холодной войны, его целью была защита производства от возможной ядерной атаки.
Интересно, что некоторые из этих подземных заводов работают и по сей день. Например, на одном из них, расположенном в тех же туннелях, что и при Третьем Рейхе, 720 человек производят боеприпасы для современной армии.
Сегодня используются не только туннели, но и другие объекты, например, гигантский топливный резервуар под Бременом, вмещающий 4 тысячи кубометров. Во время войны таких цистерн было несколько, их местоположение тщательно маскировали, а для дополнительной защиты от бомбёжек их даже пытались перемещать.
Цена строительства
Трудно даже представить, сколько человеческих жизней было принесено в жертву для возведения этой подземной крепости. Нацисты сгоняли на строительство заключённых концлагерей и военнопленных. Люди работали в нечеловеческих условиях, практически без отдыха и нормального питания.
Из воспоминаний бывшего рабочего Пауля Баерта: «В первый же день нас разделили на группы. Немецкий офицер заявил: «Будете работать, пока не сдохнете!». Трое бурили отверстия в скале, ещё трое разгребали обломки, а один отвозил гружёную тачку. Мы стояли на лесах и бурили в потолке трёхметровые отверстия для закладки динамита. После взрыва нас сразу же заставляли разгребать завалы. Из-за густой пыли и дыма мы не видели друг друга, но останавливаться было нельзя — надзиратели были беспощадны».
Рабочий день длился 12 часов, после чего выдавали скудный паёк. К 1945 году к строительству стали массово привлекать подростков 14-16 лет.
Неосуществлённые амбиции
Самым грандиозным проектом стал объект «Ласх» («Лосось») в Тюрингии. По замыслу архитекторов Рейха, здесь должен был разместиться авиационный завод для производства новейших истребителей, которые должны были вернуть Германии господство в небе. Огромные подземные залы и ангары были построены руками военнопленных.
Однако этим планам не суждено было сбыться. Запуск производства таких самолётов требовал времени, которого у Германии уже не оставалось. Пленных продолжали свозить на строительство авиазаводов вплоть до последних дней войны, и многие из них так и не дожили до освобождения. Фотографии измождённых, истощённых людей, не способных даже стоять на ногах, потрясли весь мир.
Макс Маннхаймер, бывший узник концлагеря, вспоминал: «Мы знали, что здесь будут строить подземный завод. Это было ответом на постоянные бомбёжки наземных фабрик. Они решили спрятать всё под землю. Здесь, например, планировалось шесть этажей, три из которых — подземные. Мне это напоминало строительство египетских пирамид. Тысячи людей сновали туда-сюда под крики надсмотрщиков, которые торопились завершить работу. В основном приходилось копать, таскать железо и бетон. Последнее было самым тяжёлым и страшным. Врачи СС подсчитали, что человек на такой работе мог выдержать от силы 60-80 дней. И этот расчёт оказался ужасающе точным».
Наследие, которое не исчезло
Союзники уничтожили значительную часть этого подземного города. Некоторые участки до сих пор выглядят так, будто бомбёжка была только вчера. От резиденции фюрера «Бергхоф» остались лишь пустые катакомбы.
Подземный штаб Гитлера, расположенный в Альпах в районе Оберзальцберга, до сих пор не исследован до конца.
Ассоциация «Подземелья Берлина» многие годы изучает туннели под столицей. Особый интерес представляет область Ойленгебирге в бывшей Нижней Силезии, недалеко от польского городка Глушице. Здесь, в горах, скрывается, пожалуй, самое таинственное наследие Третьего рейха. Судя по размаху, проект был рассчитан на комфортное длительное проживание. Обшитые дубом стены холла красноречиво говорят о далеко идущих планах нацистов.
Местный историк Яцек Душак отмечает: «После войны вход в этот бункер так и не запечатали. Те, кто побывал там после ухода немцев, говорили, что всё выглядело так, будто рабочие просто ненадолго отлучились. Свёрла торчали из стен, повсюду валялись лопаты, стояли тачки и самосвалы, гружёные щебнем. Создавалось ощущение, что люди вот-вот вернутся».
Этот подземный город продолжает оставаться в центре внимания историков. Возможно, вскоре он раскроет все свои секреты. Затраченные на его строительство финансовые и человеческие ресурсы поражают своими астрономическими масштабами, как и беспрецедентная жестокость тех, кто задумал и руководил этим самым амбициозным и мрачным проектом в истории.
Использованы материалы: д/ф «Подземный рейх» (Das unterirdische Reich), Spiegel TV, а также фото из открытых источников. Если материал вас заинтересовал, ставьте лайк или подписывайтесь на канал — это позволит алгоритму «Дзена» показывать вам чаще наши публикации и публикации каналов, которые пишут на те же темы!
