Презираемые и враждебные «настоящим нефтяникам» нефтяники сланцевые, американские, сейчас банкротятся. Не все, но многие.
А значит добыча на сланцевых месторождениях прекращается или снижается. Наши, со своих скважин тоже вынуждены снижать.
Но все это просто и непросто одновременно.
Просто - остановить добычу сланцевой нефти. Она, эта добыча, по сути - копание в земле. Накопали сланцевой породы, выжали из неё порцию нефти, продали. Не продали - не копаем, порода как лежала тысячи лет в земле, так и будет там лежать. Ещё есть метод гидроразрыва - в землю закачали воды, породу давлением водяным разорвали, нефть прыснула. Не нужна - не закачиваем.
Станет нужна и продаваема снова, начнут опять ковырять, не эти компании, так другие, за желающими, при простоте американской системы нефтедобычи, дело не станет.
У нас все это непросто. У нас - скважины. Ее, если пробурили и начали добычу, остановить уже сложно и дорого. Если остановили, нужно консервировать и рекультивировать окрестности. Это ещё дороже. А потом за всем этим хозяйством нужно следить, иначе может выйти совсем дорого - экологическая катастрофа обеспечена, если рванет - бананы расти будут на 100 километров вокруг.
Добавьте к этому, что васюганские болота - это не Техас. Когда летишь над Обью на вертолёте, Амазонка с ее дельтой отдыхает. Плюс время неудачное, как всегда, - весна. Весной туда не на одном вездеходе не проедешь. Я был, я знаю.
Есть ещё всякие «мелкие нюансы», типа «низкодебетности» множества скважин, проще говоря там нефти мизер добывается, качества она не очень хорошего. Но затраты на консервацию не меньше.
Ну и вишенка - реанимировать эти заглушенные скважины теоретически потом можно. Но настолько дорого, что сланцевая нефть, с ее себестоимостью, водой из реки покажется.
Так что, заявления нефтяников, грозящих сжигать добываемую нефть - это не угрозы и не пустой трёп, а громадные факелы над Сибирской тайгой - это не фантасмагория, это ближайшая реальность.
Что там будет с без того на ладан дышащей экологией, я даже подумать боюсь...