Передо мной оказалась довольно странная фотография, которая поначалу вызвала у меня полное недоумение. Даже прочитав подпись, я не сразу смогла понять, что же именно происходит на снимке.
Подпись гласила: «Коми-пермяки в ожидании крестного хода. Коми-Пермяцкий округ, деревня Коча. Не позднее 1909 года. Автор фото — В.А. Плотников». Главный вопрос, который у меня возник: почему же все действие происходит прямо в воде? Это казалось совершенно необычным для христианского обряда.
Разгадка традиции
Объяснение оказалось одновременно простым и удивительным. Действительно, у коми-пермяков существовала своя уникальная традиция проведения крестного хода. Этнограф В.П. Налимов, наблюдавший подобное в селе Отево, оставил яркое описание: на праздник съезжалось множество людей верхом на лошадях, и именно ради этих животных проводился особый обряд. Когда начинался крестный ход, оживление охватывало всех. Налимов выбрал возвышенное место у реки, чтобы лучше видеть процессию. Огромное количество всадников на лошадях скакало к реке и въезжало в воду, выстраиваясь в сплошные линии. Во время молебна лошади стояли в воде удивительно мирно, опустив головы, будто внимательно слушая пение и не желая пропустить ни слова. Это поведение животных всегда поражало приезжих русских. После окончания богослужения и освящения воды народ спешил умыться этой речной, теперь уже освященной, водой.
На фото: Крестный ход. Коми-пермяки. Пермская область, Коми-Пермяцкий округ, деревня Коча (ранее — Пермская губерния, Чердынский уезд). Снимок сделан не позднее 1909 года фотографом В.А. Плотниковым.
Слияние верований
Что особенно интересно, в этом обряде явно прослеживается глубокая связь между христианством и древним язычеством. Здесь переплетаются идея крещения водой и исконное почитание самой реки, ее духа. Обряды, связанные с водой, у коми-пермяков были разнообразны — к воде часто обращались за помощью. Многим был известен обычай приносить воде дары-жертвы. Например, после разлива, когда вода спадала и обнажались родники, в них бросали крошки хлеба, сыра, а женщины часто дарили нитки.
Петровщина: праздник у реки
Еще один яркий пример тесной связи христианского праздника и почитания водной стихии — обрядовый праздник «Петровщина», который до сих пор отмечается в Усть-Цильме. В канун дня апостолов Петра и Павла там принято ночью, у реки, варить кашу и уху. Ночь выбрана не случайно: считается, что в это время границы между миром живых и миром мертвых становятся тонкими. Кашей поминают умерших родственников. Ключево, что поминальная трапеза проходит у реки или за рекой: в фольклоре путешествие через реку символизирует путешествие в страну мертвых. Таким образом, река выступает как посредник, соединяющий миры, а вода — как символ уходящего, текущего времени.
Вот такие глубокие и самобытные традиции существовали раньше у коми-пермяков, и кое-что из этого наследия сохранилось до наших дней.
Источник цитат про крестный ход: Налимов В.П. Некоторые черты из языческого миросозерцания зырян // Этнографическое обозрение. 1903.
