Я наткнулся на фотографию, которая поначалу вызвала у меня полное недоумение. Даже прочитав подпись, я не сразу смог понять, что же именно на ней происходит.
Под снимком было написано: «Коми-пермяки в ожидании крестного хода. Коми-Пермяцкий округ, д. Коча. Не позднее 1909 г. Автор фото — Плотников В.А.».
У меня сразу же возник вопрос: почему же все действие разворачивается прямо в воде? Это казалось совершенно необычным для христианского обряда.
Разгадка традиции
Объяснение оказалось удивительным и очень глубоким. Действительно, у коми-пермяков существовала своя уникальная традиция проведения крестного хода. Этнограф В.П. Налимов, наблюдавший за этим в селе Отево, оставил яркое описание: на праздник съезжалось множество людей верхом на лошадях, и именно ради этих животных во многом и устраивалось действо. Когда начинался крестный ход, все оживлялись, у некоторых даже «разгорались глаза». Налимов выбрал возвышенное место, чтобы наблюдать за процессией. Огромная толпа пермяков на лошадях скакала к реке и въезжала в воду, выстраиваясь плотными рядами. Во время молебна лошади стояли в воде необычайно мирно, понурив головы, будто внимательно слушая пение и не желая пропустить ни слова. Такое поведение животных всегда поражало приезжих русских. После окончания богослужения и водосвятия народ спешил умыться освященной речной водой.
На второй фотографии запечатлен тот самый крестный ход в деревне Коча, который также датируется периодом не позднее 1909 года.
Сплав верований: христианство и древние корни
Что особенно интересно, в этом обряде явно прослеживается связь христианской традиции с более древними, языческими верованиями. Здесь переплетаются идея крещения водой и глубокое почитание самой реки и ее духа.
Обряды, связанные с водой, у коми-пермяков были разнообразны. К воде часто обращались за помощью. Многим был известен обычай подношения даров-жертвы: после разлива, когда обнажались родники, в них бросали крошки хлеба, сыра, а женщины часто дарили нитки.
Петровщина: поминальный праздник у реки
Еще один яркий пример тесной связи христианского праздника и почитания водной стихии — обрядовый праздник «Петровщина», который до сих пор отмечается в Усть-Цильме. В канун дня апостолов Петра и Павла там принято ночью, у реки, варить кашу и уху. Ночь выбрана не случайно — считается, что в это время стираются грани между мирами живых и мертвых. Кашей поминают умерших родственников. Ключево, что эта поминальная трапеза проходит за рекой или у самой воды: в фольклоре путешествие через реку символизирует путешествие в страну мертвых. Таким образом, река выступает как посредник, соединяющий два мира, а вода — как символ уходящего, текучего времени.
Вот такие удивительные и глубокие традиции существовали у коми-пермяков. И что поразительно, некоторые из этих обычаев сохранились до наших дней, продолжая жить в памяти и практике народа.
Источник цитат про крестный ход: Налимов В.П. Некоторые черты из языческого миросозерцания зырян // Этнографическое обозрение. 1903.
