Вот еще одно необычное фото, которое поначалу вызвало у меня недоумение, даже когда я прочитала подпись.
Фото подписано так: это коми-пермяки в ожидании крестного хода. Коми-Пермяцкий округ, д. Коча. Не позднее 1909 г. Автор фото - Плотников В.А.
Но почему он проходит в воде?
Все объяснилось очень интересным образом. Да, действительно, у коми-пермяков была своя традиция и вот как ее описал В.П.Налимов на основе собственных наблюдений в с.Отево:
"Много лиц приехало на праздник верхом и исключительно из-за лошадей... начался крестный ход. Как-то все ожили, у некоторых разгорелись глаза. Я следовал за крестным ходом. И, наконец, не доходя до самой реки, выбрал более возвышенное место для более удобного наблюдения всей этой процессии. Огромное количество пермяков на лошадях. Все они скакали к реке, и все они въехали в реку, стали рядом, образуя сплошные линии лошадиных голов... началось служение молебна... лошади так мирно стоят в воде, понурив головы, как будто они так внимательно слушают пение, не желая пропустить мимо своих ушей ни единого слова. Поведение лошадей во время водосвятия поражает приезжающих русских... кончилось богослужение и водосвятие, народ спешит умыться речной освященной водой" .
Интересно, что тут в добавок имеется связь христианства и язычества, при котором перекликаются одновременно и крещение в воде, и почитание самой реки и ее духа.
"Обряды и обычаи, связанные с водой, совершались в разных формах, очень часто к воде обращались за помощью. Многим коми-пермякам известен обычай постоянного подношения воде даров-жертвы. По окончании разлива реки, как только спадала вода и обнажались по берегам рек родники, в родники бросали крошки хлеба, сыра, женщины дарили чаще нитки"...
А вот еще пример тесной связи христианского праздника и почитания реки у коми:
В Усть-Цильме до сих пор отмечается обрядовый праздник «Петровщина». В канун дня Первоверховных апостолов Петра и Павла там принято варить кашу и уху, причем именно ночью, у реки.
Кашу не случайно варят ночью: считалось, что в это время стираются грани между живым и загробным мирами. Кашей поминают всех своих умерших родственников. Важно, что поминальная трапеза проходит за рекой или у реки: в фольклоре путешествие через реку – путешествие в страну мертвых. Река – символ некоего посреднического начала, соединяющего выше обозначенные миры, а вода – символ уходящего времени.
В общем, вот такие интересные традиции были раньше у коми (да и в общем до сих пор кое-что сохранилось).
Источник цитат про крестный ход: Налимов В.П. Некоторые черты из языческого миросозерцания зырян // Этнографическое обозрение. 1903.