На фоне борьбы с пандемией в некоторых странах вагоны поездов начали применять необычным образом. Например, во Франции скоростные поезда используются для транспортировки больных, а в Индии в вагонах размещают мобильные госпитали.
Франция: помогли репетиции
Распространение заболеваемости вирусом по регионам Франции происходило неоднородно. В одних регионах люди заболевали тысячами и быстро заполнили палаты больниц, в других оставались свободные места. Нужно было решить вопрос оперативной переброски больных. На помощь пришла и военная авиация, и поезда.
Оказывается, еще в 2015 году после терактов в Париже (тогда погиб 131 человек) власти поручили железнодорожникам разработать план эвакуации жертв из городов, где больницы могут быть переполнены, в города со свободными местами. Этот план был опробован в Париже в мае прошлого года. Тогда поезд из врачей, медсестер и 100 «пострадавших» отправился из Парижа в Мец, чтобы имитировать настоящую катастрофу, отработать эвакуацию и проверить, что все готово для того, чтобы использовать в случае чего эту схему.
Кто бы знал, что все не зря, и навык пригодится меньше, чем через год. Железнодорожная компания SNCF получила задание за два дня подготовить поезда для эвакуации больных. Во Франции – скоростные поезда с сидячими вагонами. Носилки решили крепить прямо поверх кресел.
Поезда берут на борт всего по 4 человека в каждый вагон. При этом в вагоне размещены аппараты для искусственной вентиляции легких, а больных сопровождает около 20 медиков на вагон.
Медицинские власти Франции объясняют: поезда могут взять на борт больше людей, чем авиация. Кроме того, больным комфортабельнее именно в поездах, где меньше тряска. Скорая помощь привозит пациентов прямо на платформу, к дверям поезда, и так же забирает их.
Индия: вагоны-госпитали
В Индии, в отличие от Франции, поезда больше похожи на российские. Там в основном спальные, а не сидячие вагоны, так что их переоборудуют под медицинские палаты на случай нехватки мест в госпиталях.
В Индии – четвертая по величине железнодорожная сеть в мире. Там приняли решение переделать в карантинные отделения 5000 вагонов. Это позволит создать около 40 тысяч коек. Всего министерство путей сообщения готово переоборудовать 20 тысяч вагонов.
В вагонах переделают один из туалетов в душевую комнату, в каждом купе установят приспособления для размещения медицинского оборудования, в том числе аппаратов для искусственной вентиляции легких. Министерство также заказало дополнительные крючки для одежды, противомоскитные сетки и поручило убедиться, что обивка находится в хорошем состоянии.
Сейчас вагоны-госпитали готовятся в 130 различных местах по всей стране, но вопрос с их размещением еще предстоит решить. Они нуждаются в регулярном водо- и электроснабжении. Кроме того, индийские вагоны в основном оборудованы гравитационными туалетами (то есть все выводится на рельсы) и не оборудованы кондиционерами. С учетом того, что в Индии уже началось лето и в некоторых регионах температура достигает 40 градусов.
В этой связи идею переоборудования вагонов критикуют и в стране, и за ее пределами.
«Пациенту будет очень неудобно. Врачи и медсестры будут носить защитное снаряжение, и им будет очень трудно проходить по вагону», – говорит Вивек Сахай, бывший председатель правления железной дороги.
По его словам, не всем может быть удобно сидеть на корточках, чтобы использовать туалеты в индийском стиле.
«Я не говорю, что это невозможно сделать по-человечески, но все надо продумать. Если кто и может обеспечить койки, так это железные дороги», – добавляет Сахай.