Поезда-госпитали: как Франция и Индия адаптируют железнодорожный транспорт для борьбы с пандемией

В разгар борьбы с глобальной пандемией некоторые страны нашли нестандартное применение железнодорожным вагонам. Если во Франции скоростные составы превратили в мобильные бригады для перевозки тяжелобольных, то в Индии пошли дальше — там целые поезда переоборудуют в стационарные медицинские учреждения. Расскажу, как устроены эти необычные проекты и с какими вызовами сталкиваются их создатели.

Франция: готовность, которая спасла ситуацию

Волна заболеваемости во Франции накрыла регионы неравномерно: где-то больницы были переполнены до предела, а где-то оставались свободные койки. Возникла острая необходимость быстро и безопасно перевозить пациентов из «горячих» точек в более спокойные районы. Для этого задействовали и военную авиацию, и, что особенно интересно, железнодорожный транспорт.

Оказывается, французы подготовились к такому сценарию заранее. Еще в 2015 году, после трагических терактов в Париже, власти поручили железнодорожной компании SNCF разработать план массовой эвакуации пострадавших в случае крупных катастроф. Этот план не остался на бумаге: в мае прошлого года провели масштабные учения. Из Парижа в Мец отправился специальный поезд с медиками и сотней «условных пострадавших», чтобы отработать всю логистику и проверить готовность инфраструктуры.

Как выяснилось, эти тренировки оказались не напрасными. Когда началась пандемия, SNCF получила задание всего за двое суток подготовить составы для перевозки реальных пациентов. Французские скоростные поезда изначально рассчитаны на сидячие места, поэтому носилки с больными решили крепить прямо поверх кресел — простое, но эффективное решение.

Вместимость таких вагонов-реанимобилей невелика — всего по четыре пациента на вагон. Зато каждый оборудован аппаратами искусственной вентиляции легких, а медицинский персонал сопровождает больных практически персонально: на один вагон приходится около 20 врачей и медсестер.

По словам представителей здравоохранения Франции, железнодорожный транспорт в этой ситуации имеет явные преимущества перед авиацией. Поезда могут взять на борт больше людей, а сама поездка для тяжелых пациентов проходит комфортнее благодаря меньшей тряске. Логистика тоже отлажена: скорая помощь доставляет пациентов прямо к вагону на платформе, и так же забирает их по прибытии.

Индия: масштабный проект с непростыми условиями

В Индии подход к использованию железнодорожного транспорта иной. Здесь поезда больше похожи на российские — с спальными вагонами, которые решили переоборудовать в стационарные медицинские палаты. Это должно помочь справиться с возможным дефицитом больничных коек.

У Индии четвертая по величине железнодорожная сеть в мире, и власти решили использовать этот ресурс по максимуму. Планируется переделать под карантинные отделения 5000 вагонов, что позволит создать около 40 тысяч дополнительных коек. При необходимости министерство путей сообщения готово адаптировать до 20 тысяч вагонов.

Переоборудование вагонов включает серьезные изменения: один из туалетов превратят в душевую, в каждом купе установят крепления для медицинского оборудования, включая аппараты ИВЛ. Также заказаны дополнительные крючки для одежды, противомоскитные сетки, а обивка вагонов тщательно проверяется на сохранность.

Сейчас подготовка вагонов-госпиталей ведется в 130 местах по всей стране, но перед организаторами стоят серьезные технические задачи. Вагоны нуждаются в регулярном водо- и электроснабжении, а большинство из них не оборудованы кондиционерами. Учитывая, что в Индии уже началось лето с температурами до 40 градусов, это становится серьезной проблемой. Кроме того, традиционные гравитационные туалеты (с выводом отходов прямо на рельсы) в условиях стационара явно не идеальны.

Неудивительно, что такой амбициозный проект встречает критику как внутри страны, так и за рубежом.

«Пациентам будет некомфортно. Медики в защитных костюмах с трудом смогут перемещаться по узким проходам вагонов», — делится опасениями Вивек Сахай, бывший председатель правления железной дороги.

Он также отмечает, что не все пациенты смогут пользоваться туалетами в индийском стиле, для которых нужно сидеть на корточках. «Я не говорю, что это невозможно сделать по-человечески, но все нужно тщательно продумать. Если кто и может обеспечить дополнительные койки в таких масштабах, так это железные дороги», — добавляет эксперт.