В непростые времена, когда перед нами стоит задача преодолеть серьезную угрозу, всегда полезно обращаться к опыту великих соотечественников, черпая в их победах вдохновение и силу. Лично я далек от воспевания войны, но сегодня мне вспомнилась одна моя старая работа для Men's Health Russia — рассказ о русском полководце, генерал-фельдмаршале Михаиле Илларионовиче Голенищеве-Кутузове. Речь пойдет о трех его знаменитых изречениях, которые были для главнокомандующего не просто словами, а настоящими жизненными правилами, которым он неукоснительно следовал.
1. «...Победить не берусь, перехитрить попробую...»
К 1811 году затяжная и малоуспешная война с Османской империей на Балканах, начавшаяся еще в 1806-м, стала серьезной головной болью для российского руководства. На горизонте сгущались тучи надвигающегося вторжения Наполеона (кстати, союзника турок), и вести боевые действия на два фронта было бы для страны непосильной ношей. Разрулить турецкий вопрос поручили Кутузову. Оценив состояние армии, ослабленной переброской части сил к западным границам, полководец принял стратегическое решение действовать с предельной осмотрительностью, что он сам называл «держаться скромного поведения».
Сконцентрировав войска у болгарского города Рущук (нынешний Русе), он занял выжидательную позицию. Турки, восприняв эту паузу как признак слабости русских, 22 июня 1811 года первыми пошли в атаку, бросив против наших 15 тысяч солдат 60-тысячное войско. Однако Кутузов противопоставил вражеской самонадеянности блестяще продуманный план сражения. В итоге турецкая армия была наголову разбита, потеряв около 5000 человек, в то время как наши потери составили лишь порядка 500 бойцов. Уже в мае 1812 года Османская империя подписала с Россией мирный договор на наших условиях, устранив угрозу с юга. А в июне Наполеон со своей «Великой армией» форсировал Неман — началась Отечественная война.
2. «...Все приходит вовремя для того, кто умеет ждать...»
Это высказывание, конечно, идет вразрез с известной русской поговоркой «Куй железо, пока горячо». Но главнокомандующий прекрасно понимал, о чем говорит, и его действия в 1812 году стали лучшей иллюстрацией этого принципа.
Общеизвестно, что Кутузов, не вступая в генеральное сражение, принял тяжелое, но стратегически верное решение оставить Москву французам и отвести войска вглубь страны. Он выждал время, чтобы потом заставить измотанную, оторванную от баз снабжения армию противника бежать обратно. По свидетельствам современников, после совета в Филях, где было принято решение оставить первопрестольную, Кутузов сказал: «Ну, доведу же я проклятых французов… они будут есть лошадиное мясо». Его пророчество сбылось в точности.
3. «...Не верю я в безгрешие, сам грешен...»
После оставления Москвы в начале сентября 1812 года русская армия расположилась лагерем у села Тарутино в Калужской губернии. До начала октября войска восстанавливали силы и получали подкрепления; 67-летний Михаил Илларионович, судя по всему, тоже не забывал о человеческих слабостях и позволял себе отдых. Генерал Федор Ростопчин с раздражением докладывал императору Александру I о поведении главнокомандующего.
Другой военачальник, Леонтий Беннигсен, в своих донесениях подтверждал слухи: «Главнокомандующий... с собой привез молдаванку, переодетую казачком, которая греет ему постель».
Отдохнув и набравшись сил, главнокомандующий перешел к активным действиям. 18 октября в ходе Тарутинского боя было уничтожено около 2500 солдат противника и взято в плен 1500 человек, в то время как наши потери составили примерно 1200 бойцов. Эта победа стала переломным моментом — с нее стратегическая инициатива в войне окончательно перешла к русской армии.
Zorkinadventures. Мужской опыт и истории, рассказы о вещах, местах, событиях и героях. Подписывайтесь в раздел, чтобы не пропустить свежие публикации и присылайте свои истории на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
