Помню, как-то я писала про традиционное блюдо жителей севера: квашеную рыбу (уложенная в бочки и залитая слабым солёным раствором рыба под влиянием тепла не портится и не засаливается до конца, а постепенно скисает и приобретает резкий запах, становится малосольной, но кислой на вкус).
Почему такая рыба стала популярна? По одной из версий, дело в нехватке соли. Вот даже для примера цитата из книги Михаила Константиновича Сидорова "Север России" от 1870 года, подтверждающая тот факт, что соли не всегда хватало в нужных объемах:
Так вот, когда я об этом написала, многие комментаторы возмутились и недоумевали, как, мол, так. Какие еще проблемы с солью, что за бред! Уж нашей-то соли должно было хватать, ее ведь поморы издревле производили.
Да, верно, солеварение - одно из старинных традиционных занятий поморов. Об этом даже у В.И. Немировича-Данченко можно почитать в публикации "Страна Холода", от 1877 года:
Но то, что проблемы с солью имели место - неопровержимый факт. И такой же факт заключается в том, что развитый солеварный промысел к концу 19 века практически загнулся.
Как писал тот же Немирович-Данченко:
Об этом же можно почитать и у А.А. Жилинского в публикации "Крайний север европейской России" от 1919 года:
Почему солеварение - традиционный, приносящий доход промысел вдруг пришел в упадок? Причины Немирович-Данченко предполагал следующие:
В 1838 году впервые была наложена пошлина на лес, употребляемый при промысле солеварения. Но она оставалась номинальной. Никто ее не платил, никто ее настоятельно и не требовал. Но в 1862 году правительство снова стало взимать пошлину, не на одной только бумаге.
Результатом такой меры стал упадок русского солеварения и обогащение иностранных монополистов, которым открылся новый рынок для сбыта их продукта.
Английская соль была действительно дешева в покупке. В Ливерпуле и Гулле ее покупали по 5 копеек за пуд, провоз ее до Архангельска не стоил ничего, потому что ее везли в виде балласта. С уплатой пошлин, в Архангельске она обходилась покупщику в 28 копеек за пуд.
Однако теперь иностранную соль приобретали не простые купцы, а только крупные отпускные фирмы, к которым каждое лето из английских портов приходили корабли. Продавали, конечно, с хорошей наценкой.
Рыбопромышленники тоже не имели права покупать прямо с судов беспошлинно привозимую сюда соль, а отдавали за нее значительно более прежнего.
Видимо, по представлениям политиков, придумавших это нововведение, английская соль, должна была обогатить и облагодетельствовать всю Архангельскую губернию. Но, как и во многих других случаях, не были спрошены те, которых больше всего касалась эта мера – рыбопромышленники и солевары.
В итоге, как вопрошал Немирович-Данченко,
В общем, как обычно. Если нам сейчас что-то в нашем прошлом кажется нелогичным и если нам хочется воскликнуть "Бред!", то надо одернуть себя и осознать, что в вопросах истории не всегда можно рассуждать с точки зрения логики.
А надо выяснить - не вмешалась ли в в развитие событий политика. И не повлияли ли на происходившее какие-нибудь новые пошлины, налоги, запреты и нововведения. Почти наверняка ведь причина "нелогичных происшествий" именно в этом. Как в случае с поморским солеварением.