Петербург – Владивосток. Загадочный поезд с исторической фотографии

Маршрут поезда Москва – Владивосток – не самый длинный в России. Когда-то поезда до Владивостока ходили и из Петербурга, однако информацию об этом найти крайне сложно.

Я люблю рассматривать старые (особенно дореволюционные) исторические фотографии на сайте pastvu.com. Как-то я совершал виртуальную прогулку по Московскому (Николаевскому) вокзалу Петербурга и заприметил интересное фото, датированное периодом 1914-1917 года.

Петербург – Владивосток. Загадочный поезд с исторической фотографии

На маршрутной табличке поезда мы видим надпись Петроград – Владивосток. Я стал искать информацию об этом маршруте, который вполне себе мог бы претендовать на звание самого длинного в России. Но сведений в Сети об этом поезда практически нет. Хотя вполне логично, что до революции должен был существовать поезд, который ходил бы по Транссибу не только из Москвы, но и из тогдашней столицы.

Сам Транссиб, напомню, строился с 1891 года. А вот по поводу даты окончания строительства есть разные версии. Смотря, что считать окончанием.

В 1901 году произошла смычка рельсов на Китайско-Восточной железной дороге. Но сквозное движение открылось только в 1903 году. Правда через Байкал поезда приходилось переправлять паромами.

Дорогу вокруг Байкала (Кругобайкальская ж.д.) открыли только в 1905 году. А в 1916-м маршрут поездов проложили целиком по территории России, минуя китайский участок железной дороги.

Но вернемся к поезду из Петербурга. За информацией о нем я обратился к Сергею Сигачеву, знатоку Транссиба и автору блога Periskop в ЖЖ.

Петербург – Владивосток. Загадочный поезд с исторической фотографии

Вот, что он рассказал:

«Петербургский экспресс начал ходить с 1906 года, когда была введена Вологдо-Вятская магистраль, но маршрут его был только до ст. Маньчжурия, а не до Владивостока.

Поезд шел не через Москву, а через Вологду, Шарью, Вятку, Пермь, по Горнозаводской железной дороге (той самой, которую сейчас хотят со скандалом разобрать в центре Перми) до Екатеринбурга. Затем по соединительной ветви на Челябинск и далее по Великому Сибирскому пути.

Затем поезда шли по Китайско-Восточной железной дороге до Маньчжурии. Там производился таможенный досмотр пассажиров, а затем они пересаживались на поезд Маньчжурия – Харбин – Владивосток. Также существовал поезд Иркутск – Харбин – Владивосток, то есть у пассажира был выбор, где делать пересадку – в Иркутске или в Маньчжурии.

Между 1912 и 1914 годами появились беспересадочные поезда от Москвы и Петербурга до Владивостока. Они шли через весь маршрут Транссиба. Скорый поезд №2/1 сообщением Петербург (Петроград) - Владивосток с осени 1914 года выходил из Петрограда по вторникам, а из Владивостока по четвергам один раз в неделю. Он состоял из вагонов первого и второго класса и был снабжен вагоном-рестораном».

Перестал ходить петербургский экспресс в первой половине 1918 года. Информацию о точной дате найти невозможно, но движение по Транссибу прекратилось в конце мая 1918 года в результате мятежа Чехословацкого корпуса.

Меж тем можно найти мемуары американского сайтиста, участника событий октября 1917 года Альберта Вильяма Риса, который путешествовал этим поездом еще в апреле (или даже начале мая) 1918 года.

Петербург – Владивосток. Загадочный поезд с исторической фотографии

«Когда мы отъехали от Петрограда на еженедельно отправлявшемся из столицы Транссибирском экспрессе в восемь вечера, то, стоя на платформе, чтобы бросить прощальный взгляд на Петроград, мы так не смогли определить местонахождение Воскова. <...>

Путешествие из Петрограда во Владивосток для меня показалось легким, потому что со мной ехал профессор. В каком-то смысле это был один, хотя и с перерывами, комментарий по поводу Ленина и революции, которым мы обменивались с профессором. А когда нам не удавалось избежать общения с белыми эмигрантами, которые были нашими попутчиками, то комментарии превращались в нечто вроде форума на колесах.

День за днем бесконечно тянулись громадные стальные ленты. Может, кто-нибудь жаловался на трудности путешествия, как это делали белые эмигранты из-за небольших в общем-то лишений, мы были довольны. Постоянный перестук колес оказывал гипнотическое действие. После трех недель поездки я нашел, что во Владивостоке мне трудно заснуть; я был словно пьяный от продолжительной поездки на поезде».