Конечно, сложно говорить обо всех жителях огромной территории Русского Севера — нынешних Архангельской, Вологодской областей, Карелии и других земель — как о едином целом. Даже в пределах одной небольшой реки быт, обычаи и уклад могли сильно разниться. Как отмечал исследователь Алексей Александрович Жилинский (1891–1962 гг.), изучавший север на рубеже XIX–XX веков:
Вместе с тем, тот же автор, глубоко погружённый в историю и современную ему жизнь региона, выделял и общие черты, характерные для жителей Архангельской губернии. Он писал:
Причины отличий
С чем же были связаны эти особенности? Объяснение довольно простое и лежит на поверхности:
Разумеется, и на севере общество не было однородным — там жили люди разных сословий и разного достатка. Однако, как подмечал Жилинский:
То есть, несмотря на различия в финансовом положении или уровне образования, северяне в массе своей обладали заметно более высокой степенью внутренней свободы и самостоятельности. Частично исследователь объяснял это тем, что:
Обувь как показатель благосостояния
Любопытно, что Жилинский отдельно акцентировал внимание на одном бытовом, но очень показательном факте:
Почему это так важно? Если посмотреть на старые фотографии, которые я часто публикую, можно заметить: на севере люди практически поголовно носили добротную кожаную обувь. Исключение составляли разве что дети, которые летом могли бегать босиком.
А вот в центральной России вплоть до начала XX века повсеместно ходили в лаптях (по ссылке — больше фотографий «лапотного» Поволжья). Кожаная обувь там была редкостью и часто признаком достатка.
Особенности питания и быта
Что касается пищи, то и здесь, безусловно, были свои отличия, обусловленные в первую очередь близостью поморов к морю, а также обилием рек и озёр. Рыба и морепродукты занимали в их рационе куда более важное место, чем у жителей центральных, земледельческих регионов.
И ещё один интересный момент, на который обращает внимание Жилинский:
Честно говоря, я не могу с уверенностью сказать, насколько поморы в массе своей были более чистоплотны, чем жители центральной России. Но если учесть, что уровень благосостояния напрямую влияет на возможность уделять время и средства гигиене (то же мыло было товаром не самым дешёвым), то вполне вероятно, что более зажиточные северяне действительно могли позволить себе больше заботы о чистоте.
