Жил на стыке XIX и XX веков известный художник - Александр Борисов. Основной темой его произведений был север. Именно для того, чтобы писать свои картины с натуры, он много путешествовал по Заполярью, в том числе побывал и в Большеземельской тундре.
По итогам этих путешествий он также написал путевые заметки "От Пинеги до Карского моря", где рассказал много интересных историй. Например, о том, как раньше на севере мешали и продавали водку.
Часто Борисов беседовал с самоедами и русскими и они между прочим говорили, что к ним в Большеземельскую тундру преимущественно по реке Усе приезжают зыряне. Зыряне, мол, берут большой карбас и нагружают его провизией, а в заключение вкатывают туда две-три бочки водки или спирта. Нагрузив такой карбас, они отправляются вверх по реке бичевой и от поры до времени останавливаются для меновой торговли там, где есть самоеды со своими стадами.
Спирт, как писал Борисов, "по легкости своей, удобнее для перевозки, а из него не трудно сколько угодно насуропить водки.
Часто к спирту доливают столько воды, что, чтобы сохранить видимую крепость водки, приправляют туда перца, табаку и тому подобной мерзости, чтоб уж очень-то не пахло одной водой.
Водка эта зимой замерзает и ее перевозят льдинами на санях; смотря по требуемому количеству, такую водку откалывают топором или ножом".
А вообще именно водку и хитрость торговцев, а также наивность самоедов, Борисов винил в том, что оленеводы жили не так богато и хорошо, как могли бы (кажется, сейчас немногое и изменилось):
«Ух, как хорошо можно-бы жить здесь в богатых промыслами краях! В наших местах (Вологодской губ.) посмотрите, как работает мужик круглый год изо дня в день, и только еле-еле при всей своей скромности, может прокормить себя и семью. Не то здесь! Здесь достаточно иногда одной недели, чтобы обеспечить себя на целый год, если бы торговцы не эксплуатировали так самоедов, если бы самоеды хоть сколько-нибудь умели сохранять и распоряжаться этим богатым достоянием».