Когда иностранцы впервые оказываются в российском поезде, их неизменно поражают детали, которые для нас стали привычными: железная дисциплина расписания, особый тип проводниц, свежее постельное бельё и ароматный чай из стакана в подстаканнике. Они делятся своими впечатлениями в соцсетях и статьях, и их наблюдения складываются в удивительную картину.
Немецкая пунктуальность против российской
В начале 2019 года немецкий журналист Андре Баллин опубликовал колонку, где с изумлением отметил, как чётко работают российские железные дороги. Его особенно поразил контраст: пока Берлин больше десяти лет безуспешно пытается достроить один новый аэропорт, в Москве уже давно функционируют целых четыре, причём последний открыли ещё в 2016 году.
«Добраться из любого аэропорта до центра города — проще простого благодаря аэроэкспрессу. Для пассажира немецких железных дорог это настоящий шок: российские поезда почти всегда приходят точно по расписанию — даже в снегопад! Согласно официальной статистике РЖД, более 90% составов соблюдают график», — писал Баллин. Для сравнения: в Германии вовремя прибывает лишь около двух третей поездов дальнего следования, причём опозданием там считается задержка более чем на 6 минут.
Британское открытие: чай, проводницы и шорты на морозе
Британская журналистка и писательница Кэти Гласс в конце 2018 года отправилась в эпическое путешествие по Транссибирской магистрали — из Москвы в Пекин. Она так живо и эмоционально описывала свои впечатления в твиттере, что её заметки быстро разошлись по мировым СМИ.
«Я с радостью обнаружила, что в поезде можно купить эти очаровательные кружки, а в конце вагона стоит неиссякаемый бойлер с кипятком, чтобы заварить чай. Нашим вагоном заведует милейшая женщина-проводница. Она была невероятно терпелива и старалась помочь, несмотря на то, что я не говорю по-русски, а она — по-английски», — так Гласс открыла для себя целый мир: проводников, титаны с горячей водой и уютные подстаканники.
Но самый сильный культурный шок ждал её за окном. Русская зима и отношение к ней местных жителей поразили её до глубины души.
«На улице, мягко говоря, прохладно. Минус 31. :) А на перроне снова курят мужчины в одних шортах! Проводница между тем предлагает всем мороженое», — делилась Кэти, фиксируя этот удивительный парадокс.
Взгляд из Аргентины: поезд как чудо
Особый вклад в популяризацию российских железных дорог сделал чемпионат мира по футболу 2018 года. Гости из разных стран смогли на собственном опыте оценить наш транспорт.
«По сравнению с нашими, у вас просто великолепные поезда, — восхищался аргентинский болельщик Эмилиано. — Чистые, комфортабельные, со спальными местами. Выдают постельное бельё, а двери между вагонами и вовсе с электронными замками — разъезжаются в стороны от нажатия кнопки. В Аргентине, где составам почти сто лет, станции разбиты, а расписание — сплошные «дыры», такое даже представить невозможно. Железные дороги у нас развивали только в прошлом веке, да и то — чтобы удобнее возить товары в порты. С тех пор о них практически забыли».
Он пояснил, что в его стране поездами почти не пользуются — все предпочитают машины или самолёты. Развитие грузовых железнодорожных перевозок, по его словам, блокируют профсоюзы дальнобойщиков. А раз нет грузового движения, то и пассажирское не развивается. Аргентинцев особенно впечатлили плацкартные вагоны, знакомые каждому россиянину подстаканники и уютные вагоны-рестораны — то, что для нас обыденность, для них стало маленьким чудом.
