Покинув заледеневшее поле, где мы провели ночь в своем кемпере, мы продолжили путь на север, углубляясь в финскую глубинку.
Пейзаж за окном снова сменился на типичный для сельской местности: то тут, то там мелькали сараи, бескрайние заснеженные поля и небольшие деревушки. Богатые дачи остались позади, и путешествие снова стало наполняться аутентичным духом приключений.
С каждым километром мы все явственнее ощущали, что въезжаем в царство настоящей зимы. Было трудно поверить, что всего пару дней назад мы были в местах, где уже чувствовалось дыхание весны. Контраст поражал.
Снежный покров вокруг становился все толще и плотнее. Дорога все реже проглядывала из-под сплошного льда, будь то асфальт или грунтовка.
Опасности зимней дороги
Вождение стало напоминать нашу февральскую поездку вокруг Ладоги: только полный привод, скорость не выше 40 км/ч, а на спуски приходилось скатываться на второй передаче. Ситуация порой казалась откровенно опасной, и я ловил себя на чувстве страха, особенно на неожиданных крутых уклонах.
Мои опасения оказались не напрасны. На одном из поворотов я заранее заметил предупреждающий знак и сбросил скорость. И не зря: метров через триста, за следующим изгибом дороги, в кювете лежал огромный автобус, который пытались вызволить два эвакуатора. Вот такие они, финские дороги зимой!
Многие у нас любят критиковать российские дороги и превозносить финские, мечтая гонять по ним на высокой скорости в любое время года. Мне бы хотелось посмотреть на этих смельчаков в условиях сельской Финляндии зимой. Здесь дороги не чистят до асфальта и не посыпают солью. Вместо этого — сплошной гололед с коварными колеями, по которому можно ехать лишь с ледяным спокойствием и на минимальной скорости.
Картины сельской жизни
За окном мелькали сценки местного быта. Вот стоит машина в поле, а к ней от реки идет человек — возможно, только что закончил рыбачить. А вот пожилой мужчина в ярком охотничьем жилете прогуливается вдоль обочины с большой лайкой. Он остановился, наблюдая, как мы осторожно взбираемся в горку, боясь сорваться в пробуксовку. Узнав в нашей машине «буханку», он расплылся в улыбке и дружелюбно помахал рукой. Я, конечно, ответил тем же.
Еще одна странная картина: у обочины стоит спецтехника, а рядом в касках и рабочей одежде копошатся люди. Присмотревшись, понимаем — они натягивают провода на столбы!
Лесные тропы и охотничьи вышки
Навигатор неожиданно предложил свернуть направо на лесную дорогу, хотя интуиция подсказывала ехать прямо. Я с радостью последовал совету — лесные пути всегда манят.
Маршрут пролегал среди заснеженных вырубок, поросших молодыми соснами.
Здесь же, как и повсюду, встречались охотничьи вышки.
Возле одной из них Наташка попросила остановиться, чтобы забраться наверх и осмотреть окрестности.
Наше лесное петляние в итоге вывело нас обратно на ту же трассу, с которой мы свернули. Дорогу преграждал большой сугроб, за которым виднелось шоссе и какой-то дом. Я ничуть не жалел о сделанном крюке — места были невероятно живописными. Включив пониженную передачу, я аккуратно преодолел снежные завалы, нагроможденные сюда бульдозером.
Привал в еловом лесу
В одном месте я заметил идеальную площадку для чаепития: небольшая полянка у подножия лесистой горы, куда вглубь леса уходили свежие тракторные следы. Мы осторожно забрались по ледяной колее на самый верх, укрывшись от посторонних глаз в тени темного ельника. Когда колея стала окончательно непроходимой, я остановился, перешел в салон, включил отопитель и поставил на плиту чайник.
Пока вода грелась, я снова погрузился в чтение новостей и поиски места для ночлега. Ситуация ясна: в Финляндии режим ЧС, границы закрыты. В Швецию нам уже точно не попасть, но мы все еще надеялись добраться до Лапландии. Однако курс евро рос, что осложняло наши планы по передвижению и закупке продуктов. Что ж, будем решать по обстоятельствам.
Городок, бабушки и автолавка
Чуть позже мы проезжали мимо небольшого городка (оказалось, это целый административный центр провинции Северное Саво).
На перекрестке я увидел группу пожилых женщин. Несмотря на действующие ограничения, запрещающие массовые собрания, некоторые финны, как и некоторые россияне, живут по своим правилам.
Загадка разрешилась через пару минут: нам навстречу промчалась самая настоящая автолавка — желтый автобус с логотипом местной торговой сети. Через лобовое стекло я успел разглядеть полки с товарами вдоль бортов. Наверное, внутри даже есть корзинки для покупок! Я едва подавил желание развернуться и догнать этот передвижной магазин, чтобы купить какую-нибудь безделушку на память, но мы продолжили путь.
Закрытый кемпинг и долгожданная достопримечательность
На окраине того же городка я заметил небольшую гостиницу, которая, судя по описанию в сети, принимала и кемперы. Однако, заехав на территорию, мы обнаружили, что все здесь закрыто наглухо. Возле сарая стояли хозяйские машины, но окна главного здания были темны, и никаких признаков жизни не было. Пришлось ехать дальше.
И вот, наконец, мы добрались до первой настоящей достопримечательности. У дороги стоял информационный щит с описанием места и парковка, расчищенная от снега. Рядом был небольшой домик, как водится, пустой.
Судя по картинкам, речь шла о водопаде.
Сам водопад шумел в глубине леса, куда от парковки вела деревянная тропа, покрытая льдом.
Довольно высокий водопад был обустроен для туристов. Через реку был перекинут мостик, а тропинка превращалась в лестницы и смотровые площадки с перилами, откуда можно было наблюдать, как вода бурлит среди обледеневших скал.
Мы, конечно, не удержались и приобщились к роли обычных туристов. Наверное, летом здесь полно народа, но сейчас мы были в полном одиночестве, осторожно хрустя льдом под ногами на обледеневших ступенях.
Конец дня в заснеженной глубинке
Дальше снова потянулась вереница разноцветных домиков — дачных, сельских, старинных, мимо которых мы ехали, пока не начало смеркаться.
Попадались и явно старинные постройки, возможно, еще начала прошлого века.
Этот день завершился на вырубке прямо у трассы, где мы и решили заночевать. Завтра нас ждал дальнейший путь на север.
