Личный опыт: как мы ехали в Крым на поезде под санкциями

Мне давно хотелось проехаться на поезде из Петербурга в Крым, который запустили в декабре 2019 года. Интересно было оценить не только новый маршрут через мост, но и работу перевозчика «Гранд сервис экспресс» — ведь это не привычная ФПК, а частная компания. К тому же, я хотел на собственном опыте понять, как санкции отражаются на простых пассажирах.

Планы и покупка билетов

С женой мы долго не могли определиться с датой поездки, решив всё буквально за неделю. Выбор пал на поезд — хотелось впервые проехать по Крымскому мосту. Однако столкнулись с неожиданной проблемой: в марте, не в самый сезон, удобных мест в плацкарте уже не было. Я знал, что у «Гранд сервис экспресс» новые вагоны с Тверского завода, и очень хотелось именно в них, а не в подержанное купе.

Нужно было два места рядом, но свободными оставались только верхние полки или нижние у туалета. Я решил, как часто делаю в поездах РЖД, попробовать купить билеты за сутки до отправления. К счастью, у перевозчика есть удобное приложение «ГСЭ Билеты». Из-за санкций его нет в Google Play, но у меня оно сохранилось. Там можно заранее внести данные пассажиров и быстро оформить покупку.

Ровно за 24 часа появились шесть заветных мест в плацкартном вагоне. Я попытался оплатить, но приложение выдало ошибку. Как позже выяснилось в поезде, банк ВТБ отказался обслуживать платежи из-за санкционных рисков, а новый банк-партнёр ещё не был подключён. Приложение перенаправило меня на сайт. Я боялся, что за эти минуты билеты разберут, но всё обошлось. Заплатив около 9000 рублей за двоих, я получил места №1 и 3 в вагоне №11 до Симферополя. Цена оказалась сравнима с авиабилетами, но у нас было время и желание именно путешествовать на поезде.

Начало пути: от Петербурга до Москвы

На Московском вокзале наш состав стоял у пятой платформы — почётное место, откуда уходит «Красная стрела». В вагоне было чисто, на столах лежали каталоги с сувенирами, включая те самые нашумевшие подстаканники «Таврия». Проводниц было две, дневная и ночная, обе, как я понял, из Крыма.

После отправления по громкой связи поздоровался начальник поезда Александр Борисович, напомнив о правилах. Вскоре в вагоне стало очень тепло, градусник показывал +26. Я вежливо напомнил дневной проводнице о норме в +20…+24 градуса. Она сквозь зубы ответила, что знает об этом, и с тех пор смотрела на меня с недовольством. Наша «дружба» только начиналась.

До Москвы доехали за восемь часов, с двумя длительными остановками для пропуска «Сапсанов». В самой столице, на станции Николаевка, простояли минут 40 без видимой причины — смена локомотива там по расписанию не предполагалась.

После Николаевки вагон несколько раз сильно тряхнуло — так, что вещи падали со стола. Ночная проводница, которая оказалась гораздо приветливее дневной, объяснила, что машинист проверял тормоза по инструкции и больше такого не повторится.

В глубину России: яблоки, музыка и жара

Рязань, где меняли локомотив, я проспал. А вот на Мичуринск-Уральский завёл будильник — там на платформах продают знаменитые местные яблоки. Мы с женой в пять утра вышли их купить. Этот город для меня — загадка: одни поезда заезжают на тупиковый вокзал и стоят 40 минут, другие проезжают мимо, экономя время. Почему так — неясно.

После очередной смены локомотива начался длинный перегон. Начальнику поезда, видимо, стало скучно, и он устроил музыкальный сет, поздравив женщин с 8 Марта. Звучала громкая попса. В поездах РЖД такое давно запрещено, но здесь перевозчик другой. К счастью, через несколько песен музыку выключили.

Появилась новая проблема: на улице потеплело до +23, а кондиционер в вагоне не работал. Вентиляция гоняла тёплый воздух с улицы, и внутри стало +28. Я снова обратился к дневной проводнице, напомнив о норме. Она делала вид, что всё в порядке. Пришёл механик, потом начальник поезда. Они объяснили, что вагоны 2019 года выпуска, но кондиционеры «закрыты на зиму» и перевести их на летний режим можно только в депо. Странно, что современные вагоны требуют такой сезонной подготовки. Спаслись открытыми окнами.

Второй раз с последствиями санкций я столкнулся, пытаясь купить тапочки. Проводникам выдали новые платёжные терминалы, и они не сразу разобрались, как ими пользоваться. Дневная проводница быстро сдалась и предложила снять наличные в Ростове. Но ночная, более ответственная, нашла решение и смогла провести оплату картой.

Заглянули в вагон-ресторан. Там было душно и играла та же попса. Меню не впечатлило: маленькие порции по высоким ценам. Соседка шепнула, что блины несъедобные. Мы даже не стали пробовать.

На подступах к Крыму

К Ростову-на-Дону я окончательно стал для проводниц проблемным пассажиром. На станции я вышел на вокзал и столкнулся с жёсткой системой безопасности: чтобы вернуться на перрон, нужен билет. Хорошо, что я его взял с собой.

Через четыре часа — Разъезд 9 км. Там крошечный новый вокзал и строгий досмотр. Поезд снова сменил направление и локомотив. К нам прицепили крымский тепловоз.

Главное событие: Крымский мост

Наконец, станция Тамань и долгожданный мост. Несмотря на ночь, многие пассажиры не спали, глядя в окна. В темноте было видно освещённые дороги и арку моста. Впечатляет, хотя для детального рассмотрения лучше ехать днём на электричке.

Пока ехали по мосту, туалеты закрыли «в целях безопасности». Непонятно, как мосту может навредить пассажир, посетивший биотуалет. В пригородной электричке, кстати, их не закрывают.

Проехали новые станции Керчь-Пассажирская и Багерово. На последней в нашем вагоне, который из Петербурга выехал с 17 пассажирами, а потом заполнился до 50, вышли лишь пятеро. До самого конца пути мы с женой были практически одни в своём отсеке — видимо, мало кто покупает билеты на такой длинный маршрут в последний момент.

В Джанкое локомотив сменили в пятый раз, на этот раз на раритетный электровоз «Владимир Ленин». В 7:30 утра поезд под песню «Мой Симферополь, ворота Крыма» прибыл в конечный пункт. Оказалось, с нами ехали группы школьников из «Артека», но в нашем вагоне их не было.

Итоги путешествия

***

Нам с женой поездка очень понравилась. Мы увидели новый маршрут и мост, отлично выспались и были готовы к активному отдыху с первого дня, в отличие от утреннего перелёта, после которого обычно нужен отдых.

Что касается поезда... «Гранд сервис экспресс», когда наладит работу с банками, стоит поработать над обучением проводников и обслуживанием вагонов. Температура +28 в вагоне — это ненормально. У маршрута есть потенциал для ускорения: три смены направления, пять локомотивов, длительные стоянки. Если оптимизировать процесс, можно выиграть часов 6-7, приблизившись к показателям 2014 года.

В целом, я рад, что появилась такая альтернатива для путешественников в Крым и обратно — особенно для тех, кто едет с детьми, багажом или просто не любит летать.