Театр безопасности в Ростове-на-Дону: как можно выйти из поезда на вокзал и не попасть обратно

Знаете, я всегда считал, что мне хорошо знаком весь этот спектакль под названием "обеспечение безопасности". Я видел, как на вокзалах десятки людей формально выполняют досмотр, который зачастую не приносит реальной пользы, но зато требует немалых бюджетных средств. Однако то, с чем я столкнулся в Москве и Петербурге, оказалось просто детскими играми по сравнению с абсурдной системой, выстроенной в здании вокзала Ростова-на-Дону.

Недавно мне довелось путешествовать на поезде из Петербурга в Крым. Во время длительной стоянки в Ростове-на-Дону я захотел перекусить и решил зайти в здание вокзала, чтобы купить блинчиков в одной популярной сети быстрого питания. Мой знакомый, житель Ростова, заранее предупредил меня: "Обязательно возьми с собой паспорт и билет, иначе могут возникнуть сложности с возвращением к поезду". Я отнесся к этому с некоторым скепсисом, решив, что разберусь на месте.

Вход в здание вокзала, как и везде, был оборудован рамками металлоискателей. Я пропустил свой багаж через интроскоп — стандартная процедура для крупных транспортных узлов. Однако, направляясь обратно, я заметил необычно длинную очередь у выхода на платформы.

Новые правила: безопасность или бюрократия?

Я решил поискать информацию в интернете и обнаружил, что местные СМИ начали писать об этих новых правилах еще в апреле 2019 года. Оказалось, что для того, чтобы попасть на платформу, пассажиры поездов должны предъявить паспорт и билет (или его распечатку в случае электронного билета). А вот для провожающих и встречающих условия еще строже — им необходимо оформить специальный пропуск по паспорту.

Власти объясняют эти меры необходимостью борьбы с терроризмом. Однако возникает закономерный вопрос: почему потенциальный злоумышленник не может просто купить фиктивный билет до ближайшей станции или оформить пропуск по поддельному документу? Ответа на этот вопрос, как правило, не следует.

Личный эксперимент: проверяю систему на прочность

Мне стало интересно, как эта система работает на практике. Я решил провести небольшой эксперимент: сделал безразличное лицо и направился прямо к поезду, делая вид, что не замечаю ни объявлений, ни охранника.

"Вы с поезда?" — спросил он.

"Да", — кратко ответил я, не снижая темпа.

И вот я уже на платформе. За моей спиной — объемный черный рюкзак, который в питерском метро точно привлек бы внимание службы безопасности.

На платформе я услышал, как пожилой мужчина жаловался кому-то по телефону, что его родственник не смог его проводить, потому что забыл паспорт. Вот она, ирония ситуации: человек с подозрительным рюкзаком свободно проходит, а провожающего пенсионера останавливают из-за отсутствия документа.

Реальные последствия новых правил

Позже, изучая информацию в сети, я наткнулся на историю одной женщины. Она рассказала, как ее попутчица чуть не опоздала на поезд. Пассажирка вышла на вокзал, но не смогла вернуться на платформу. Только в последний момент она вспомнила, что у нее в телефоне сохранен электронный билет, что в итоге ее и спасло.

Самое интересное, что это ростовское нововведение было реализовано со ссылкой на постановление правительства РФ, которое, по идее, должно исполняться на всей территории страны. Однако на практике такие строгие меры я встречал далеко не везде.

Подобные меры, на мой взгляд, лишь создают видимость безопасности, не решая реальных проблем. Они усложняют жизнь законопослушным гражданам, в то время как те, кто действительно представляет угрозу, всегда найдут способ обойти формальные барьеры.