Меня вдохновила на эту статью одна интересная мысль, прозвучавшая в комментариях к фотографии в моём блоге.
Задумайтесь: мы до сих пор в повседневной жизни применяем инструменты и утварь, созданные сотни, а то и тысячи лет назад. Возьмите обычную косу, топор или пилу. Их конструкция с момента появления претерпела лишь незначительные, косметические изменения.
И дело здесь вовсе не в уровне достатка или консерватизме. Просто эти орудия были изначально настолько удачно и продуманно сконструированы, что кардинально улучшать в них оказалось практически нечего.
Взгляните на обычное деревянное колесо. Что в этой простой и гениальной форме можно принципиально переделать после наших предков?
Вечные формы: от камня до стали
Или возьмите ножи. Их базовые формы и назначение остаются неизменными на протяжении тысячелетий. Меняются в основном материалы: камень, кость, бронза, сталь, керамика, современные сплавы и пластики. Но, если вдуматься, материалы не столько заменяют друг друга, сколько расширяют наш выбор. Никто не запрещает и сегодня выточить нож из кремня или кости, если есть такое желание.
Помню, как во время визита в Эрмитаж, разглядывая артефакты древних цивилизаций, я вдруг ясно осознала: обычные глиняные горшки по своей сути почти не отличаются от тех, что лепили в эпоху неолита. Мы используем их точно так же, как и наши доисторические предки.
Ещё более показательный пример — рыболовные крючки. Их форма и принцип действия остались практически в первозданном виде со времён каменного века. На фотографии, например, крючки эпохи неолита, обнаруженные на поселении Замостье 2.
Безусловно, кое-что со временем совершенствуется благодаря новым материалам и технологиям производства. Однако существуют вещи, которые не требуют даже этого — они идеальны в своей изначальной, проверенной веками форме.
Урок от оленеводов: мудрость, выверенная веками
Однажды в Большеземельской тундре нам довелось случайно встретиться с кочующими ненцами-оленеводами.
Тогда я впервые смогла вблизи рассмотреть традиционные нарты. Их конструкция, оказалось, далека от примитивности. Это ажурное сооружение из дерева и кожаных или верёвочных стяжек с двумя массивными полозьями. Площадка для сидения или груза соединяется с полозьями системой косых стоек. Обычно на таких санях перемещается один человек с поклажей.
Наблюдая, как один из оленеводов подтягивает стяжки и что-то регулирует, мой муж спросил, почему бы не сделать сани из современных материалов — например, из дюралюминия и фанеры, чтобы они были жёстче и прочнее. На него посмотели с лёгким недоумением, как на ребёнка, сказавшего нелепость. «Твой дюралюминий развалится!» — пояснили ему. — «Эта конструкция выверена тысячелетиями. Наши предки на таких ездили, и мы ездим. Менять здесь нечего».
Присмотревшись и вникнув в принцип работы нарт, я поняла их правоту. Их эластичная, «живая» конструкция великолепно поглощает удары и нагрузки от езды по неровной тундре. Благодаря этой упругости и заложенной свободе движения деталей относительно друг друга, сани служат чрезвычайно долго, не расшатываясь и не ломаясь. А косые стойки, на которых крепится сиденье, выполняют роль амортизаторов, обеспечивая ездоку относительный комфорт.
Таким образом, многие предметы нашего обихода не только сохранили свою форму с древнейших времён, но и демонстрируют, что современные материалы не всегда являются панацеей. Старые, проверенные временем решения порой оказываются идеальными даже в наш технологичный век.
