В Москве и области 8 марта объявили днём бесплатного проезда в общественном транспорте исключительно для женщин. На первый взгляд, это приятный жест, но если копнуть глубже, в нём обнаруживается целый ряд проблемных моментов.
Вся система оплаты проезда сегодня автоматизирована — турникеты и валидаторы работают без разбора, не отличая пассажиров по полу. Поскольку у нас нет именных проездных, пришлось придумывать целый специальный алгоритм действий.
Вот как это будет выглядеть на практике: в автобусах и троллейбусах женщинам просто разрешат не прикладывать карты к валидатору. В метро для них откроют специальные турникеты, управляемые сотрудниками. А чтобы прокатиться на электричке, придётся отстоять очередь в кассу за специальным бесплатным билетом.
Нетрудно предсказать, что 8 марта женщины будут терять время в этих очередях — у касс и у турникетов, — в то время как мужчины смогут проходить без задержек.
Дело даже не в том, что власти фактически заставляют перевозчиков целый день работать в убыток, возя большую часть пассажиров бесплатно. Московский транспорт и так дотационный, и однажды недополученная прибыль, наверное, не станет для него катастрофой.
Меня беспокоит другое. Кажется, это первый случай, когда бесплатный проезд вводится не для заслуженных категорий — вроде ветеранов или многодетных семей, — и не как мера социальной поддержки для пенсионеров или инвалидов. Нет, привилегия даётся просто по факту рождения женщиной.
Именно такой подход во всём мире и считается сексизмом. С ним, кстати, и борются феминистки. В их движении, конечно, бывают перегибы, но суть в том, чтобы добиться равных прав для всех. Ведь и мужчины, и женщины — полноправные граждане, которые в равной степени платят налоги и делают взносы.
Именно этот базовый принцип равенства и был нарушен решением Собянина.
Кстати, я почти уверен, что 8 марта возникнут неприятные ситуации с теми, чья внешность не позволяет сразу определить пол. А как быть с андрогинными людьми? Контролёрам в этот день явно понадобится ангельское терпение.
И ещё один момент, о котором, кажется, все забыли: большинство кассиров и контролёров в транспорте — женщины. Судя по всему, этот день станет для них настоящим испытанием. Такого объёма работы и стресса они, наверное, не испытывали давно и вряд ли испытают когда-либо снова.
