Если честно, то я очень разозлился, когда прочитал пост о проблемах Каринской узкоколейной железной в Кировской области. Это последняя в России узкоколейка с ежедневным движением поездов. Она жизненно важна местным жителям, но власти только и знают, что сокращают финансирование.
Узкоколейная железная дорога, о которой идет речь, находится в Кировской области. В городе Кирово-Чепецке есть отдаленный район Каринторф. Он находится за мостом через реку Чепцу, которая активно разливается весной (и не только).
Через реку Чепцу есть понтонный автомобильный мост, но в период паводка его разбирают на несколько месяцев, тогда единственным видом транспорта, связующем Кирово-Чепецк и Каринторф становится узкоколейная железная дорога. Вот ее схема на «Яндекс.Картах».
Узкоколейка функционирует круглый год. Поезда по ней ходят несколько раз в день. Читайте репортаж с нее здесь.
В прошлом году узкоколейку выкупили любители железных дорог из Москвы (интервью с руководителем филиала Евгением Стерлиным – тут). Есть такие люди, которые живут не только сегодняшним днем, но и думают наперед. Они понимают, что когда-нибудь в Каринторф построят постоянный мост, а узкоколейку разберут. И они решили во что бы то ни стало попытаться сохранить дорогу.
В депо сделали музей (я рассказывал о нем). Сюда стали приезжать туристы. Про железную дорогу начали писать британские и немецкие железнодорожные журналы. Впервые за десятилетия начался ремонт подвижного состава.
Так, например, выглядят старые тепловоз и вагон.
А так – отремонтированный.
Кроме того, новые владельцы железной дороги стали вкладываться в ремонт пути. Восстановили, например, пассажирскую дрезину.
Купили струг, чтобы ремонтировать путь и ухаживать за ним.
А еще выиграли президентский грант на реставрацию тепловоза Ту-2.
Короче говоря, на узкоколейке началась жизнь, какой не было долгие десятилетия. И такая, какая должна быть. Какой должны гордиться местные власти. По хорошему, то, что началось, должны были бы заметить и поддержать и губернатор, и областной Минтранс, и федеральный. Да и за РЖД не заржавело бы своим «местным братьям» подкинуть финансирования.
Наверное, так и было бы в какой-нибудь Германии или Великобритании, где к историческим железным дорогам особое отношение. Но мы в России. И тут местные власти, видимо, увидев, что новые владельцы проявляют активность, решили сократить им финансирование.
Было 15,5 млн рублей, стало 14 млн.
«Расходы на финансирование УЖД в 2020 году уменьшились на 1,5 миллиона руб. по сравнению с 2019 годом и более чем на 4 млн руб. по сравнению с 2015 при ежегодной инфляции около 6%. То есть на данный момент с учетом инфляции в реальном выражении дотации сократились на 40% по сравнению с 2015 годом. <...> На вопрос, "как быть?", ведь все только дорожает, давался ответ в стиле "Денег нет, но вы держитесь". Но мы не волшебники и не можем приказать тепловозу - расходовать на 40% меньше топлива и на 40% меньше ломаться», – говорится в сообщении «Музея железных дорог» (так называется организация, которой принадлежит узкоколейка) «Вконтакте».
В этом сообщении много интересного: например, администрация отказывается согласовывать руководству узкоколейки прививки коллективу от клещевого энцефалита, хотя поезда ходят по лесу и подхватить там заразу в сезон активности клещей проще простого.
В связи со сложившейся ситуацией «Музей» начал искать способы, как выжить. Например, он заявил о намерении отказаться от деятельности по перевозкам. Для этого он хочет найти перевозчика, которому будет сдавать тепловозы и вагоны в аренду. Тогда уже перевозчику придется самому договариваться с властями о субсидиях. Такая схема также позволит владельцу инфраструктуры попробовать получить федеральное финансирование и не тратить две недели в месяц на отчеты перед администрацией.
Но это все частности. Для меня важно другое. Владельцам приходится выкручиваться, воевать с властями, биться за каждую копейку, хотя по хорошему им должны быть созданы условия для развития их дела!
Когда журналисты спросили у главы администрации Кирово-Чепецка, что он думает по этому поводу, тот сказал лишь то, что перевозчик, по его мнению, не имеет права расторгнуть договор на перевозки. По существу ему сказать было нечего.
И еще. Местная власть считает так: раз когда-нибудь построят постоянный автомобильный мост, то узкоколейка будет не нужна, и зачем в нее вкладывать деньги. Владельцы дороги говорят: мост строить даже не начали, это журавль в небе, а если дорогу не чинить, через год-два она развалится, Ространснадзор ее закроет (и будет прав). И веры владельцам тут больше: я видел эту дорогу и ее состояние. Власти реально недофинансированием уничтожают железку.
Мне хочется спросить у властей Кирово-Чепецка только одно: у вас правда нет лишних полутора миллионов на уникальную для России дорогу? Вы правда не понимаете, что у вашего города, возможно, впервые появился туристический потенциал? И произошло это только потому, что в проект вошли нужные увлеченные делом люди. Вам невдомек, что если вы с умом подойдете к этому делу и не станете вставлять владельцам узкоколейки палки в колеса, то в будущем сможете получить только больше выгоды?!
Эх.