«Денег нет». Власти уничтожают последнюю узкоколейку в России с ежедневным движением поездов

Если честно, то я очень разозлился, когда прочитал пост о проблемах Каринской узкоколейной железной в Кировской области. Это последняя в России узкоколейка с ежедневным движением поездов. Она жизненно важна местным жителям, но власти только и знают, что сокращают финансирование.

«Денег нет». Власти уничтожают последнюю узкоколейку в России с ежедневным движением поездов

Узкоколейная железная дорога, о которой идет речь, находится в Кировской области. В городе Кирово-Чепецке есть отдаленный район Каринторф. Он находится за мостом через реку Чепцу, которая активно разливается весной (и не только).

«Денег нет». Власти уничтожают последнюю узкоколейку в России с ежедневным движением поездов

Через реку Чепцу есть понтонный автомобильный мост, но в период паводка его разбирают на несколько месяцев, тогда единственным видом транспорта, связующем Кирово-Чепецк и Каринторф становится узкоколейная железная дорога. Вот ее схема на «Яндекс.Картах».

«Денег нет». Власти уничтожают последнюю узкоколейку в России с ежедневным движением поездов

Узкоколейка функционирует круглый год. Поезда по ней ходят несколько раз в день. Читайте репортаж с нее здесь.

В прошлом году узкоколейку выкупили любители железных дорог из Москвы (интервью с руководителем филиала Евгением Стерлиным – тут). Есть такие люди, которые живут не только сегодняшним днем, но и думают наперед. Они понимают, что когда-нибудь в Каринторф построят постоянный мост, а узкоколейку разберут. И они решили во что бы то ни стало попытаться сохранить дорогу.

В депо сделали музей (я рассказывал о нем). Сюда стали приезжать туристы. Про железную дорогу начали писать британские и немецкие железнодорожные журналы. Впервые за десятилетия начался ремонт подвижного состава.

Так, например, выглядят старые тепловоз и вагон.

«Денег нет». Власти уничтожают последнюю узкоколейку в России с ежедневным движением поездов

А так – отремонтированный.

«Денег нет». Власти уничтожают последнюю узкоколейку в России с ежедневным движением поездов

Кроме того, новые владельцы железной дороги стали вкладываться в ремонт пути. Восстановили, например, пассажирскую дрезину.

«Денег нет». Власти уничтожают последнюю узкоколейку в России с ежедневным движением поездов

Купили струг, чтобы ремонтировать путь и ухаживать за ним.

«Денег нет». Власти уничтожают последнюю узкоколейку в России с ежедневным движением поездов

А еще выиграли президентский грант на реставрацию тепловоза Ту-2.

«Денег нет». Власти уничтожают последнюю узкоколейку в России с ежедневным движением поездов

Короче говоря, на узкоколейке началась жизнь, какой не было долгие десятилетия. И такая, какая должна быть. Какой должны гордиться местные власти. По хорошему, то, что началось, должны были бы заметить и поддержать и губернатор, и областной Минтранс, и федеральный. Да и за РЖД не заржавело бы своим «местным братьям» подкинуть финансирования.

Наверное, так и было бы в какой-нибудь Германии или Великобритании, где к историческим железным дорогам особое отношение. Но мы в России. И тут местные власти, видимо, увидев, что новые владельцы проявляют активность, решили сократить им финансирование.

«Денег нет». Власти уничтожают последнюю узкоколейку в России с ежедневным движением поездов

Было 15,5 млн рублей, стало 14 млн.

«Расходы на финансирование УЖД в 2020 году уменьшились на 1,5 миллиона руб. по сравнению с 2019 годом и более чем на 4 млн руб. по сравнению с 2015 при ежегодной инфляции около 6%. То есть на данный момент с учетом инфляции в реальном выражении дотации сократились на 40% по сравнению с 2015 годом. <...> На вопрос, "как быть?", ведь все только дорожает, давался ответ в стиле "Денег нет, но вы держитесь". Но мы не волшебники и не можем приказать тепловозу - расходовать на 40% меньше топлива и на 40% меньше ломаться», – говорится в сообщении «Музея железных дорог» (так называется организация, которой принадлежит узкоколейка) «Вконтакте».

В этом сообщении много интересного: например, администрация отказывается согласовывать руководству узкоколейки прививки коллективу от клещевого энцефалита, хотя поезда ходят по лесу и подхватить там заразу в сезон активности клещей проще простого.

«Денег нет». Власти уничтожают последнюю узкоколейку в России с ежедневным движением поездов

В связи со сложившейся ситуацией «Музей» начал искать способы, как выжить. Например, он заявил о намерении отказаться от деятельности по перевозкам. Для этого он хочет найти перевозчика, которому будет сдавать тепловозы и вагоны в аренду. Тогда уже перевозчику придется самому договариваться с властями о субсидиях. Такая схема также позволит владельцу инфраструктуры попробовать получить федеральное финансирование и не тратить две недели в месяц на отчеты перед администрацией.

Но это все частности. Для меня важно другое. Владельцам приходится выкручиваться, воевать с властями, биться за каждую копейку, хотя по хорошему им должны быть созданы условия для развития их дела!

Когда журналисты спросили у главы администрации Кирово-Чепецка, что он думает по этому поводу, тот сказал лишь то, что перевозчик, по его мнению, не имеет права расторгнуть договор на перевозки. По существу ему сказать было нечего.

«Денег нет». Власти уничтожают последнюю узкоколейку в России с ежедневным движением поездов

И еще. Местная власть считает так: раз когда-нибудь построят постоянный автомобильный мост, то узкоколейка будет не нужна, и зачем в нее вкладывать деньги. Владельцы дороги говорят: мост строить даже не начали, это журавль в небе, а если дорогу не чинить, через год-два она развалится, Ространснадзор ее закроет (и будет прав). И веры владельцам тут больше: я видел эту дорогу и ее состояние. Власти реально недофинансированием уничтожают железку.

Мне хочется спросить у властей Кирово-Чепецка только одно: у вас правда нет лишних полутора миллионов на уникальную для России дорогу? Вы правда не понимаете, что у вашего города, возможно, впервые появился туристический потенциал? И произошло это только потому, что в проект вошли нужные увлеченные делом люди. Вам невдомек, что если вы с умом подойдете к этому делу и не станете вставлять владельцам узкоколейки палки в колеса, то в будущем сможете получить только больше выгоды?!

Эх.